Однополые браки в России: проблемы легализации и регистрации 2019 год

Тема гомосексуализма существовала всегда. Рьяные скептики могут отрицать данный факт, но история гласит об ином. В начале 2000-х первая в мире страна разрешила на законодательном уровне узаконивать брак между двумя лицами единого пола. При этом до сих пор однополый брак в России является щекотливой темой для политиков, правозащитников, приверженцев и ненавистников данного явления.

Россия признана одной из самых гомофобных стран. Браки запрещены на законодательном уровне, как и иные формы отношений между людьми, кроме привычных гетеросексуальных.

Семейный кодекс РФ говорит сугубо о союзе мужчины и женщины, а более подробно с этим можно ознакомиться в нескольких статьях: 1, 12, 14. В 127 статье вовсе говорится о том, что граждане, состоящие в однополом союзе, не имеют права усыновлять детей.

Несмотря на строгое отношение к данной теме, представители сексуальных меньшинств время от времени проявляют борьбу за свои права. Жить вместе лицам одного пола никто запретить не может, но при этом многие возможности, которые доступны гетеросексуальным парам, не имеют законодательной поддержки.

Президент Российской Федерации заявил на одной из конференций, что в стране права сексуальных меньшинств не ущемляются и все равны, а гомофобный настрой является раздутым.

Россия сделала выбор в пользу запрета однополых браков. В первую очередь, как объяснил Владимир Путин, союз между лицами единого пола исключает возможность рождения детей, а это влияет на демографическую ситуацию.

Якобы европейцы уже вымирают, а российская сторона не хочет подобного на своей территории. Большую роль в этом направлении играет религия. Патриарх Кирилл вовсе назвал такое явление возможным апокалипсисом.

Верующие люди негативно настроены к гомосексуалистам. Ирина Алферова, известная российская актриса, высказалась о том, что эти люди ненормальные, что им ни в коем случае нельзя усыновлять детей, ведь ребенок будет расти в разврате и автоматически становится больным.

Традиционные ценности играют большую роль в теме однополых браков. Именно потому Россия придерживается такой стороны. Многие люди считают, что гомосексуалисты намеренно делают из своей ориентации нечто вон выходящее, раздувают проблему об ущемлении прав.

К слову, в 2014 году в Санкт-Петербурге был официально зарегистрирован брак женщины и трансгендера, по документу который являлся мужчиной.

Представители сексуальных меньшинств с гордостью называли это первым ЛГБТ-браком, но документально это был союз между мужчиной и женщиной. Тем не менее, на церемонии бракосочетания пара была одета в образе двух невест в свадебных платьях.

Милонов, известный своим гомофобным настроением, заявил о подготовке законопроекта, который должен был внести запрет на оформление подобных браков. Также в 2018 году двое парней из России заключили супружество в Копенгагене. Затем на этом основании на российской территории они поставили штампы, которые свидетельствовали о заключении брака.

Тем не менее, спустя некоторое время их паспорта российскими властями были признаны недействительными и изъяты, а лица, которые поставили им штампы в паспорта, были сняты с должностей. Молодые люди вскоре уехали из России.

Многие могут выдвинуть большой перечень аргументов «за» и «против», все зависит от принадлежности к какой-либо стороне. Верующие скажут одно, политики — другое, активисты ЛГБТ — третье.

Аргументы «за» говорят о том, что на данный момент однополые браки разрешены более чем в 20 странах. Это является современным, развитым решением, по крайней мере так гласят многие психологи, правоведы. Ущемлять человека в его правах – это высшая форма антигуманности, которая ведет к ряду психологических и социальных проблем.

По сей день статистика гласит, что большое число подростков и взрослых заканчивают жизнь самоубийством из-за непринятия себя или обществом.

Положительным моментом в узаконивании отношений лиц одного пола станет то, что они смогут иметь общее имущество, право на имя, быть доверенным лицом супруга или супруги в случае его/ее недееспособности, распоряжаться телом в случае смерти, усыновлять детей и многое другое.

В целом это и является основным аргументом, за который борются представители ЛГБТ-сообщества. Им хочется иметь равные права, такие же, как и у традиционных семейных пар. Против однополых браков говорит то, что в России традиционные ценности имеют большой вес.

Испокон веков сложилось так, что у детей должны быть отцы и матери, бабушки и дедушки, иначе это ненормально, приведет к общественному разладу. Традиционные принципы общества для государства гораздо важнее, чем мнение меньшинства.

Также легализация союза между лицами единого пола ведет к разрушению гендерных ролей. Кто выполняет функцию мужчины, а кто женщины.

Для детей важно влияние отца и матери, но в однополых семьях этого будет не хватать, ведь мужской и женский пол отличаются на психологическом уровне друг от друга. Наблюдается тенденция снижения маскулинности среди мужчин.

Все больше лиц мужского пола теряют традиционные черты, становясь женственнее. То же самое можно отметить и про женщин. При узаконивании однополых союзов будут размыты мужские и женские черты.

На данный момент узаконить однополые отношения можно более чем в 23 странах мира. Также другие страны дозволяют вступать в подобный брак с некоторыми ограничениями. Впервые они были легализованы в Нидерландах.

Многие представители власти, такие как премьер-министры, мэры, в отдельных случаях даже главы государства открыто заявляли о своей гомосексуальности, но при этом сохраняли политический авторитет.

Мальта и Норвегия лидируют по показателям равности количества прав вне зависимости от ориентации человека. Например, Израиль считается одной из самых консервативных стран, а лица одного пола не могут заключить там брак. Но при этом союз, оформленный за пределами территории Израиля, признается законным.

Многие страны пришли к легализации подобных союзов через сложные конституционные процессы, а кто-то через национальные опросы. Например, Украина с недавних пор стремится к цивилизованному решению легализации однополых браков, но, как показывает статистика, большая часть украинского населения не готова к такому равноправию.

Желающие узаконить однополый брак могут сделать это в другой стране. Но при этом следует учитывать тот факт, что он не будет иметь никаких прав в России.

Пакет документов, которые нужно подавать, зависит от того, в какой стране будет заключаться союз. Обычно список бумаг включает в себя паспорта будущих супругов, свидетельства о рождении, справки о семейном положении.

При некоторых обстоятельствах стоит иметь при себе свидетельства о разводе, смерти, смене фамилии и прочие документы. Лучше всего уточнить надобность тех или иных документов, связавшись непосредственно с представительством страны, в которой собираетесь узаконить брак.

Также стоит помнить, что необходимые документы стоит перевести на язык страны-хозяйки, в которой состоится женитьба. В некоторых случаях вовсе стоит нанять переводчика для проведения церемонии, чтобы не препятствовать понимаю языков.

Когда все формальности будут завершены, супружеская пара получит свидетельство о заключении брака. Его нужно будет легализовать с помощью апостиля — международной стандартизированной формы.

Данная процедура потребует некоторых финансовых средств. Например, придется оплатить государственную пошлину, обращаться к нотариусам, в случае надобности – консулам.

Существуют некоторые хитрости, которые помогут наделить некоторыми правами лиц одного пола. Например, можно сходить к юристу и оформить у него различные документы.

Доверенности, право долевой собственности на часть жилья, сменить фамилию партнера или партнерки, разрешить ему распоряжаться захоронением вашего тела в случае смерти.

В честь легализации предъявления прав ЛГБТ-сообщества устраивают парады. В России они, как и в близлежащей Беларуси, запрещены.

Вполне вероятно, что со временем и славянские народы сделают большой шаг в сторону равноправия людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но сейчас можно наблюдать сохранение и уважение традиционных ценностей.

Абсолютное большинство людей считают, что жить в обществе и оставаться одиноким человеком – это отклонение от общепринятых правил. Объединение представителей разного пола в один союз для создания семьи – главный фактор, не только способствующий прогрессу, но и спасающий человечество от вырождения. В настоящее время для создания официального семейного союза необходимо заключить законный брак в соответствии с принятыми нормами. Однако из-за подмены слагаемых в решении этой, казалось бы, простой задачи в последнее время стали появляться нестандартные ответы.

В России браки между представителями одного пола считаются незаконными. Основной нормой, устанавливающей внутрисемейные отношения и определяющей лиц, имеющих законные основания для вступления в брак, является статья №12 Семейного кодекса. Согласно данному акту основная ячейка общества – это союз созданный по обоюдному согласию между двумя совершеннолетними лицами мужского и женского пола.

Прямого запрета на брак между представителями одного пола в СК РФ нет, но по умолчанию считается, что регистрация подобных союзов запрещена. В статье №14 указаны все причины, по которым брачный союз не может быть зарегистрирован в официальном порядке. Среди них отсутствует однозначный запрет на создание семьи между лицами одного пола. Однако изложенные в кодексе косвенные факторы указывают на невозможность подобных браков. Например, в статье №127 говорится об отсутствии возможности у граждан других государств, состоящих в однополом браке, усыновлять детей из России.

Традиционное неприятие обществом однополых браков постепенно смягчается и становится все более гибким. ЛГБТ-сообщество ненавязчиво, но настойчиво пропагандирует свои взгляды через средства массовой информации, тем самым пытаясь изменить общественное мнение в пользу легализации союзов между представителями одного пола.

Это интересно:  Права отца на ребенка в гражданском браке: как оформить и усыновить? 2019 год

Небольшое количество россиян, порядка 5%, также поддерживают прогресс в легализации брака между людьми нестандартной сексуальной ориентации. Между тем из оставшихся 95% опрошенных только около 30% крайне отрицательно относятся к подобным связям. Остальных можно отнести к толерантной части общества, которая возможно не сталкивалась с этой проблемой или уже находится под информационным давлением представителей ЛГБТ.

Главной попыткой легализации однополой любви и основой для самоутверждения сексуальных меньшинств стала прошедшая в 1994 году каирская конференция, провозгласившая право на выбор партнера любого пола для создания основной ячейки общества. В развитие этой темы был утвержден День борьбы с гомофобией. Затем последовали неоднозначные резолюции ООН, ставящие под запрет дискриминационные действия по отношению к гомосексуалистам.

Несмотря на усиливающееся давление со стороны ЛГБТ-сообщества, официальные органы Российской Федерации сдерживают этот натиск и не собираются легализовать гомосексуальные браки.

На всех уровнях власти, а также среди основной части общества даже гипотетически не допускается возможность признания однополых союзов. Провокационные вопросы гей-тусовки: почему не легализуют однополые отношения, когда на законодательном уровне разрешат подобные союзы, в лучшем случае повисают в воздухе, а, как правило, получают жесткий отрицательный ответ.

Все законы РФ, действующие по отношению к гражданам других государств, не дают им прав больше чем россиянам. Следовательно, как для собственного населения, так и для иностранцев действует запрет на однополые брачные отношения.

В России действует норма закона, запрещающая пропаганду гомосексуализма. Поскольку данный вид взаимоотношений между людьми является основой однополых браков, следовательно, подобные союзы не считаются законными и не разрешены, даже если они были официально зарегистрированы в другой стране.

Никакие нормы гражданского права РФ, вступающие в силу после заключения семейного союза между людьми традиционной сексуальной ориентации, не распространяются на лиц, вступивших в однополый брак, заключенный не важно в какой стране. Это положение относится как к совместному имуществу, так и неимущественным интересам этой категории граждан.

Нельзя сказать, что в РФ ранее не существовало сексуальных меньшинств, но афишировать свои нетрадиционные отношения, а тем более создавать однополые браки в России, представители этих сообществ особо не стремились. Массовость это явление приобрело во многих странах Восточной Европы, где пропагандируются свободные нравы, и допускается сексуальная вседозволенность.

Среди основных поборников прав однополых семей находятся:

В некоторых странах нетрадиционные браки называют «гражданскими союзами», но, тем не менее, не признают их на законодательном уровне. В особых случаях представители гражданского союза ограничены в некоторых правах, например, им могут запретить усыновление.

Несмотря на большое количество государств, положительно относящихся к проблеме официальных однополых союзов, есть ярые противники этого явления. В тех странах Азии, Африки и Латинской Америки, где сильны религиозные традиции, к сторонникам нетрадиционных браков относятся не только с осуждением, но даже могут осудить на смертную казнь (Саудовская Аравия, Иран, Афганистан). Впрочем, с течением времени проявляется явная тенденция к уменьшению количества государств, поддерживающих отрицательную позицию по отношению к однополым бракам.

Юридический анализ проблемы

Практика последних лет показывает актуальность проблемы необходимости легализации однополых браков в России.

С 2003 года в российской общественности активно начал набирать обороты вопрос оформления однополыми парами своих отношений, благодаря широкому процессу легализации однополых отношений в мире (в Бельгии вступает в силу закон об однополых браках; в Хорватии вступил в силу закон, признающий некоторые права однополых партнеров, проживающих вместе не менее 3 лет; легализованы гражданские партнерства в Аргентине).

Зимой 2005 года депутат парламента Башкирии Эдвард Мурзин и главный редактор гей-журнала «Квир» Эдуард Мишин подали заявление на регистрацию брака в Савеловский ЗАГС Москвы. Мужчины получили отказ в регистрации на основании того, что однополый брак противоречит Семейному кодексу РФ. Это решение было оспорено в суде. Дело было рассмотрено в Останкинском районном судом Москвы, в результате чего суд отказал Мурзину в удовлетворении требования о признании незаконным решения органа ЗАГСА об отказе регистрации однополого брака. Решение суда было обжаловано в вышестоящих инстанциях. В связи с отказами и в них, Э. Мурзин подал жалобу в Конституционный суд России на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса РФ (Условия заключения брака — для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста), в рассмотрении которой в 2006 году было отказано (из определения Конституционного суда следовало, что «ни из Конституции РФ, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, при том что само по себе отсутствие такой

регистрации никак не влияет на уровень признаний и гарантий в Рос- ^ * сииской Федерации прав и свобод заявителя как гражданина. » ).

В 2008 году Европейский суд по правам человека отказал жалобе

Э. Мурзина в связи с запретом однополых браков в России.

Это дело не является исключительным. Движением ЛГБТ- родителей, основанным в 2010 году ЛГБТ-организацией, было проведено около 20 мероприятий, среди которых была выпущена серия плакатов социальной рекламы и брошюра об однополых партнерствах в России.

Такого рода движения однозначно проигрывают статистике общественного мнения, однако заставляют задуматься над проблемой противоречия сознания некоторой массы россиян действительности. Все эти пары, борющиеся за признание однополых браков в России как на законодательном уровне, так и в общественном мнении, ссылаются на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Это противоречие и побудило меня проанализировать возможности правового регулирования отношений в однополых семьях в России с целью доказать, что такие возможности в принципе существуют, что дает основание полагать об отсутствии предъявляемого рода и силы дискриминации в российском законодательстве с учетом сегодняшнего развития общественного мнения по данному вопросу.

В результате проведенного мной исследования я пришла к следующим выводам:

  • • Отечественный законодатель достаточно лояльно относится к семьям, включающим в себя только одного родителя, и потому возможны такие ситуации, когда ребенок воспитывается гомосексуальной парой, по при этом юридически считается ребенком только одного из партнеров. Один из партнеров может усыновить ребенка, быть его биологическим родителем, опекуном или приемным родителем, при этом практическое воспитание и содержание ребенка может осуществлять совместно путем заключения соответствующих гражданско- правовых сделок).
  • • Сексуальная ориентация также не является ограничением к доступу к вспомогательным репродуктивным технологиям (оплодотворение донорской спермой, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение) — основание — cm. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где говорится о праве каждой женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, устанавливается режим врачебной тайны и др.). Однако здесь существует следующая проблема. Когда гомосексуальная семья решает воспользоваться технологиями вспомогательной репродукции, цель их состоит не только в биологическом воспроизводстве, но и в дальнейшем воспитании ребенка, возможности проявить себя в качестве родителей, передать часть себя как личности будущим поколениям. А все это естественным образом требует и юридического оформления родительского статуса, который не может быть установлен одновременно для двух гомосексуальных родителей по российскому законодательству. Родительство гомосексуальных семей, прибегнувших к технологиям вспомогательной репродукции, будет устанавливаться по обычным правилам. Это, в свою очередь, означает, что матерью ребенка будет записана та женщина, которая его родила, отцом же ребенка станет либо неанонимный донор (по совместному с матерью заявлению, поданному в орган загса), либо родившая женщина вообще не будет вносить сведения об отце (или впишет туда фиктивное лицо). Таким образом более благоприятно российское законодательство здесь для гомосексуальных женщин: мужская однополая пара не может завести ребенка, избежав установления материнства.
  • • Право собственности — категория гражданского, а не семейного права. ГК РФ предусматривает два вида собственности: личную (принадлежащая одному конкретному лицу) и общую (предусматривающую двух или более субъектов права), которая, в свою очередь, может быть либо общей совместной, либо общей долевой (п. 2 ст. 244 ГК РФ). Общая совместная собственность возникает только в случаях установленных законом ( п.З ст. 244 ГК РФ), таким случаем может быть совместная собственность супругов (ст. 34 СК РФ). Соглашение сторон не может являться основанием для возникновения общей совместной собственности, однако стороны могут установить в своем договоре режим общей долевой собственности. Однополые партнеры могут по своему усмотрению установить режим общей собственности для приобретаемого совместно (в период совместного проживания) имущества (по ст. 245), что будет считаться общей долевой, а не общей совместной (как в случае с зарегистрированным браком) собственностью. Так, можно заключить договор, по которому зарплата каждого из партнеров поступает в общую долевую собственность, при этом для каждого составляя определенный процент. Можно установить аналогичные положения в отношении вещей как уже имеющихся у сторон, так и на будущие. Под юрисдикцию этого же соглашения может попадать и вопрос о порядке получения согласия одного из супругов на совершение определенного рода сделок другим (например, Сторона 1 дает согласие на совершение сделок, направленных на обеспечение ежедневных потребностей семьи Стороной 2).
  • • Возможность получения определенного рода алиментов можно отрегулировать соглашением, по которому один из партнеров выплачивает другому ежемесячные платежи определенного размера. Право на получение средств на содержание можно приурочить к болезни, прекращению отношений по вине стороны, обязанной выплачивать определенную сумму, а также просто к самому факту совместного содержания.
  • • В гомосексуальной партнерстве наказание недобросовестного супруга, нарушающего личные неимущественные права можно установить по соглашению сторон. Пример: «Заработная плата каждой из сторон поступает в общую долевую собственность партнеров независимо от размера заработной платы каждой из сторон. Вместе с тем, если одна из сторон представит доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение другой стороны по отношению к ней, установленный заранее процент заработной платы недобросовестной стороны поступает другой стороне после прекращения отношений ».
  • • Представляется возможным регулирование наследственных отношений. Режим наследования по завещанию имеет большую силу, чем наследование по закону (ст. 1111 ч.З ГК РФ), поэтому если имущество по воле умершего должно переходить к его партнеру(на основании ст. 1119 ч.З ГК РФ).
  • • Право на имя в однополой паре может быть реализовано путём смены фамилии.
  • • Такие права как право на информацию о здоровье партнера, право на опекунства в случае наступления недееспособности по состоянию здоровья партнера, право па распоряжение телом супруга в случае его смерти могут быть отрегулированы путём заключением серии документов. Так, еще при жизни можно совершить «волеизъявление о достойном отношении к своему телу после смерти» (устно при свидетелях либо письменно), в котором выразить согласие или несогласие на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов из тела, погребение или кремацию, а также поставить вопрос о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу (в том числе своему партнеру).
Это интересно:  Регистрация брака день в день – как зарегистрировать брак максимально быстро 2019 год

Итак, в своей работе я постаралась описать в довольно общем виде те возможности, которые предоставляет однополым парам российское законодательство. Конечно, отечественное семейное право не допускает гомосексуальные брачные союзы и не наделяет однополых партнеров специфическим статусом супругов, однако многие отношения имущественного и неимущественного характера могут регулироваться с помощью договоров, соглашений, заявлений и иных сделок, что минимизирует возможность думать о глубокой дискриминации отечественным законодательством людей по признаку сексуальной ориентации.

Стоит отметить, что для однополых партнерств некоторые аспекты семейных отношений остаются закрытыми (в отличие от супруга, партнер ие имеет права на отпуск по уходу за ребенком своего партнера (если первый не назначен опекуном ребенка), компенсацию его переезда и обустройства на новом месте жительства при переезде другого партнера на работу в другую местность; нет возможности на реализацию права не свидетельствовать в суде против супруга ; в соответствии с ГК РФ, право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) также не предоставляется партнеру умершего и др.). Но это можно расценивать лишь как поле для дальнейшей работы политиков и юристов в сфере, где изменения законодательства могут оказаться полезными. Поэтому, учитывая развитие сознания российского общества в аспекте данного вопроса, можно отметить, что отечественное законодательство отвечает его запросам и выделение причин для ратования па дискриминацию по вышеуказанному признаку не представляется возможным.

  • 1. Официальный текст доклада Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 5-13 сентября 1994 г. Ныо-Йорк, 1995 г.
  • 2. Официальный текст решения от 26 июня 2015 года Верховного суда США
  • 3. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации
  • 4. Доклад от 18 декабря 2014 г.«Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»
  • 5. Статья «Правовые аспекты легализации «нетрадиционной семьи» в России.» А. Чернега, кандидат юридических, наук, старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права МГЮА
  • 6. Статья Илья Ремесло, юрист, для МИА «Россия сегодня» : Однополые браки: торжество демократии или ее закат?
  • 7. Александра Писарева. «Радужный бизнес» набирает обороты в России. Вести FM (12 декабря 2013)
  • 8. Брошюра «Семейные права геев и лесбиянок в России»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Костян Ирина Александровна.

Supervisor: Ph.D., Professor, Department of Labor Law Kostyan I. A.

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, студент Lomonosov Moscow State University, student

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Исаева Елена Александровна, Соколов Александр Владимирович

В статье рассматривается вопрос легализации однополых браков в странах Европы и США. Оценивается процесс формирования нормативной базы, закрепляющей однополые союзы в Великобритании, США, Франции. Оцениваются позиции глав государств в отношении законодательного оформления гомосексуальных браков. Затрагивается вопрос социальных последствий для института семьи .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Исаева Елена Александровна, Соколов Александр Владимирович,

The article discusses the legalization of gay marriage in Europe and in the United States. The process of formation of the regulatory base fixing the same-sex unions in Great Britain, the USA, and France is estimated. Positions of heads of states concerning legislative registration of homosexual marriages are estimated. The question about the social consequences for the institution of the family is considered.

Текст научной работы на тему «Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи?»

Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи?

Исследование выполнено при поддержке Минобрнауки РФ в рамках НИР ЗН-1054

В статье рассматривается вопрос легализации однополых браков в странах Европы и США. Оценивается процесс формирования нормативной базы, закрепляющей однополые союзы в Великобритании, США, Франции. Оцениваются позиции глав государств в отношении законодательного оформления гомосексуальных браков. Затрагивается вопрос социальных последствий для института семьи.

Ключевые слова: однополый брак, однополый союз, воспитание детей однополыми супругами, институт семьи.

Legalization of Gay Marriage: Equality Policy or Destruction of Family Institutions

The article discusses the legalization of gay marriage in Europe and in the United States. The process of formation of the regulatory base fixing the same-sex unions in Great Britain, the USA, and France is estimated. Positions of heads of states concerning legislative registration of homosexual marriages are estimated. The question about the social consequences for the institution of the family is considered.

Keywords: same-sex marriage, same-sex union, parenting by same-sex spouses, the institution of the family.

Легализация однополых сожительств, а также однополых браков из темы, обсуждаемой на бытовом уровне во многом с усмешкой, на политическом уровне переросла в серьезный вопрос, определяющий как лицо государственного деятеля, так и направление государственной политики страны в сфере семейных отношений. Главы государств и претенденты на данный пост в рамках избирательных кампаний уже не могут обходить стороной вопрос своего отношения к однополым бракам.

Позиция Президента России по данному вопросу была озвучена пресс-секретарем В. В. Путина Д. Песковым, который в своем выступлении пояснил точку зрения главы государства по поводу легализации однополых браков. В. В. Путин считает, что «не дело России критиковать Нидерланды за то, как они живут, за то, как они относятся или не относятся к сексуальным меньшинствам. Но эти явления абсолютно неприемлемы в России, культура, история, мультиконфессио-нальность и многонациональность которой, устои общества противоречат этим явлениям». В его понимании, «это никакая не свобода», а явление, которое в России «неприемлемо» [8]. На пресс-конференции в Амстердаме, где представители секс-меньшинств протестовали против

© Исаева Е. А., Соколов А. В., 2013

российского закона о гей-пропаганде, глава России напомнил журналистам о проблеме демографии, а также отметил, что с трудом себе представляет свадьбы геев, например, в Чечне. «До жертв бы дошло», — отметил Путин. Аналогичная точка зрения была ранее высказана президентом Белоруссии А. Лукашенко [4].

Как показывают результаты исследования протестных настроений и протестных действий в субъектах Российской Федерации, проблемы ущемления прав граждан не являются основными причинами протестов в нашей стране. Основными причинами протестной активности являются «рост цен, тарифов, инфляции» (58,9 % экспертов), «плохая работа ЖКХ, необеспеченность коммунальными услугами» (48,8 %), «низкие зарплаты, пенсии, бедность, материальные проблемы» (44,6 %). В то время как «плохая социальная политика, ущемление прав людей» лишь по мнению 32,7 % экспертов являются актуальными причинами протестной активности, а «ограничения политических прав и свобод» -26,2 % [7].

Для нашей страны легализация однополых браков пока маловероятна по причине того, что уровень терпимости российского общества (особенно в провинции) к сексуальным меньшинст-

Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи?

вам один из самых низких в Европе. В то же время запрета на однополое сожительство современное российское законодательство не устанавливает. Фактически данные отношения остаются за пределами правового регулирования [3].

Позиция глав отдельных зарубежных государств относительно вопроса однополых союзов диаметрально противоположна российской. К примеру, в ходе предвыборной кампании 2008 года права геев впервые стали одной из центральных тем дебатов между двумя основными претендентами на то, чтобы стать кандидатом в президенты от Демократической партии США. И Хиллари Клинтон, и Барак Обама неоднократно апеллировали к ЛГБТ-сообществу. Проблема прав ЛГБТ-сообщества стала одной из ключевых в риторике Барака Обамы и включала следующие аспекты: защита геев и лесбиянок от преступлений на сексуальной почве; борьба против дискриминации по признаку сексуальной ориентации в сфере занятости; легализация однополых браков, а также уравнение в правах с женатыми парами сожительствующих гомосексуалистов; отказ от политики «Не спрашивай, не говори»; наконец, более пристальное внимание к проблемам СПИДа, в частности, увеличение ассигнований на медицинские разработки в этой сфере [1].

Это интересно:  Как получить свидетельство о расторжении брака? Госпошлина 2019 год

Избранный президент Франции Франсуа Ол-ланд, еще будучи кандидатом на эту должность, обещал в случае своей победы узаконить однополые браки и разрешить гомосексуальным парам усыновлять детей.

В интервью ведущему французскому гей-журналу «ТеШ» он сказал, что вплотную займется этой проблемой в начале 2013 года. Кроме того, предвыборная программа кандидата от Социалистической партии предусматривала выделение денег на искусственное оплодотворение женщин, живущих в гомосексуальном браке [9].

Легализация однополых союзов концептуально затрагивает как правовые постулаты, так и нормы морали, сложившиеся в обществе. Население конкретного государства, решившего юридически признать новую концепцию семейных отношений, должно быть готово к восприятию гомосексуального брака как механизма, направленного на достижение равноправия, а не как орудия уничтожения традиционного института семьи, что на самом деле крайне спорно. При этом, как показывает практика, решению политиков не могут противостоять даже массовые про-тестные акции сторонников традиционного понимания брачного союза как союза мужчины и женщины. Протестные акции в Париже весной

2013 года, направленные против легализации однополых браков, не повлияли на выбранный политический курс. После демонстрации в Париже, на которую пришли до 800 тысяч человек, мэр французской столицы Бертран Деланоэ, который не скрывает своей гомосексуальной ориентации, заявил, что демонстранты нанесли серьезный вред газону Марсова поля, и оценил ущерб в 100 тысяч евро. Он не исключил, что счет на такую сумму представит МВД, поскольку именно это ведомство разрешило митинг. В ответ противники однополых браков прислали парижским чиновникам около девяти тысяч чеков на суммы в среднем около 10 евроцентов [6].

Франция стала 13-й страной мира, узаконившей однополые браки. С начала 2000-х годов соответствующие законы приняли Нидерланды, Бельгия, Канада, ЮАР, Аргентина, Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Уругвай. В июле 2013 года в ряды стран-сторонников защиты однополых браков, притом без массовых, по сравнению с Францией, проте-стных акций, вошла Великобритания. 16 июля 2013 года соответствующий законопроект в окончательном виде был принят палатой общин британского парламента, за день до этого его одобрила палата лордов. 17 июля 2013 года закон о легализации однополых браков в Великобритании получил королевскую санкцию и вступил в силу [5].

пройдя установленную новым законом процедуру, стать полноправными супругами. Новый закон разрешает не только гражданскую процедуру регистрации брака, но и церковную.

Во-вторых, Акт о равноправии 2010 года, вобравший в себя практически все принятые ранее специальные нормативные акты, направленные на искоренение дискриминации в британском обществе, запретил дискриминацию по 9 основаниям, включая смену пола и сексуальную ориентацию [12]. Данный закон защищает в случаях дискриминации, произошедшей по причине ассоциации лица с группой, подпадающей под защиту нормативного акта [11]. В защищенную категорию по признаку сексуальной ориентации попадают гетеросексуалы, геи и лесбиянки, бисексуалы. Дискриминация может осуществляться по причине как самой их ориентации, так и поведения, к примеру, одежды, посещения специализированных заведений. Акт о равноправии защищает также лиц, которые ассоциируются с указанными категориями.

Введение данного основания дискриминации определенным образом создало конфликт для лиц, чьи религиозные воззрения не приемлют однополых союзов. Подобный конфликт дошел до суда в 2009 году в деле Ladele v London Borough of Islington. Лилиан Ладель работала регистратором браков. С 2005 года, когда вступил в силу закон О гражданских союзах, в ее должностные обязанности вошла регистрация и однополых союзов. В силу религиозных взглядов, не принимающих однополые союзы, она отказалась от выполнения новых обязанностей, за что была привлечена работодателем к ответственности. Суд в данном деле встал на сторону работодателя, он не усмотрел неравного обращения по признаку религии, когда работодатель обязал всех регистраторов соблюдать закон в равной мере. Новый закон разрешает любой церкви самостоятельно решать, будет ли она заниматься регистрацией однополых браков.

Новый закон Великобритании, легализующий однополые браки, влияя на семейные отношения, окажет серьезное воздействие на все сферы общественной жизни: культуру, экономику, образование и др. Как нам кажется, данное влияние вряд ли можно оценить с положительной стороны.

Количество стран, уже легализовавших однополые отношения, расширяется, как увеличивается и количество государств, разрешающих усыновление детей гомосексуальными парами. Тем не менее, не вполне очевидным остается ответ на вопрос, можно ли доверять исследовани-

ям, свидетельствующим об отсутствии влияния на психику ребенка того факта, что он воспитывается в гомосексуальной семье? [2]. Американские ученые (например, профессор Линн Вардл) в своих трудах пишут о неоднозначности полученных результатов исследований относительно влияния на ребенка воспитания в гомосексуальной семье. К проводимым исследованиям есть много вопросов и замечаний с точки зрения методологии их проведения: это малочисленность контрольных групп и выборки, тенденциозность выборки, неправильный методологический инструментарий, безосновательные научные гипотезы, неоднозначные выводы. В ряде исследований выявляются факторы, свидетельствующие о том, что дети, воспитывавшиеся в гомосексуальных парах, более склонны к гомосексуальной самоидентификации, раннему рискованному сексуальному поведению [14]. Никто не отменял доказанное положение о подражании детей родителям или воспитателям: если родители курят, у детей есть склонность к курению; если в семье присутствует факт домашнего насилия, то дети склонны имитировать это впоследствии; если родители либералы или консерваторы, то дети также зачастую становятся приверженцами данных взглядов. Полностью согласимся с профессором Вардлом, что необоснованно утверждать, будто тенденция подражания срабатывает на все обстоятельства семейной жизни, кроме гомосексуальности родителей/воспитателей. Важным обстоятельством в проводимых исследованиях является тот факт, что поколение детей, воспитанных в однополых семьях, которым официально было разрешено усыновлять или воспитывать детей, только начинают создавать свои семьи, а большинство еще не достигли совершеннолетия. Эффект воспитания однополыми супругами может проявиться значительно позднее.

Для Российской Федерации зарубежный опыт — пока лишь почва для анализа и размышления. Развитие законодательства, допускающего воспитание детей однополыми супругами, должно базироваться на серьезных, долгосрочных научных исследованиях, которые, как нам кажется, вряд ли подтвердят концепцию отсутствия разницы в воспитании детей гетеросексуальными и гомосексуальными парами. Общество должно дозреть или, кто-то скажет, достаточно разложиться и деградировать, чтобы принять данную норму не как аморальную, а как логичную и целесообразную.

Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи?

1. Вершинина, Д. Б. Проблема прав сексуальных меньшинств в контексте президентских выборов 2008 г. в США [Текст] // Вестник Пермского государственного университета. Серия: политология. -2010. — № 1. — С. 32.

4. Лукашенко: однополых браков в Белоруссии не будет, пока я президент [Электронный ресурс] // НТВ: http://www.ntv.ru. — М., 2013. — 1 веб-страница. — Режим доступа: URL: http://www.ntv. ru/novosti/564576/ -20.07.2013.

9. Франсуа Олланд: Узаконю однополые браки [Электронный ресурс] // Обещания. ru: http://www.obeschania.ru — М., 2013. — 1 веб-страница. — Режим доступа: URL: http://www. obeschania. ru/documents/promises/gei-brak#ixzz2ZfY0zk00. — 20. 07. 2013.

10. Gray, N., Brazil, D. Blackstone guide to the civil partnership act 2004. Oxford university press, 2005. P. 3.

11. Lewis, D., Sargeant M. Employment law. Concentrate. Oxford university press, 2011. P. 30.

12. The Equality Act 2010. Employment law guide. London, 2010. P. 3.

13. Sendall, J. Family law handbook. Oxford, 2011. P. 85.

14. Wardle, L. D. The «Inner Lives» of children in lesbigay adoption: narratives and other concerns». St. Thomas. L. review, 18(2005): 511.

2. Isaeva, E. А., Sochneva, O. I. Vospitanie detej od-nopolymi suprugami: voprosy teorii i praktiki [Tekst] // Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’. -2012. — № 5.

4. Lukashenko: odnopolykh brakov v Belorussii ne budet, poka ya prezident [EHlektronnyj resurs] // NTV: http://www.ntv.ru. — M., 2013. — 1 veb-stranitsa. — Rez-him dostupa: URL: http://www.ntv. ru/novosti/564576/ -20.07.2013.

9. Fransua Olland: Uzakonyu odnopolye braki [EHlektronnyj resurs] // Obeshhaniya. ru: http://www.obeschania.ru — M., 2013. — 1 veb-stranitsa. -Rezhim dostupa: URL: http://www. obeschania. ru/documents/promises/gei-brak#ixzz2ZfYOzk00. — 20. 07. 2013.

10. Gray, N., Brazil, D. Blackstone guide to the civil partnership act 2004. Oxford university press, 2005. P. 3.

11. Lewis, D., Sargeant M. Employment law. Concentrate. Oxford university press, 2011. P. 30.

12. The Equality Act 2010. Employment law guide. London, 2010. P. 3.

13. Sendall, J. Family law handbook. Oxford, 2011. P. 85.

14. Wardle, L. D. The «Inner Lives» of children in lesbigay adoption: narratives and other concerns». St. Thomas. L. review, 18(2005): 511.

Статья написана по материалам сайтов: prozakon.guru, sempravorf.ru, bstudy.net, cyberleninka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий