Дееспособность иностранных граждан: особенности правового регулирования 2019 год

В аспекте МЧП Российской Федерации вопрос о право и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Указанные юридические категории так-же подходят для характеристики апатридов и бипатридов. Прежде чем вести речь о коллизионных при-вязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко опреде-лить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъ-являются два требования: чтобы они не были гражданами Российской Федерации и не принадлежали к иностранному государству. Аналогичны по содержанию понятия, закрепленные в Федеральном законе 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Термин «иностранные лица» используется и в Федеральном законе 2003 г. «Об основах государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности». Для целей данного Закона согласно пункту 11 ст. 2 под иностранным лицом понимается физическое или юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства, которые не являются российски-ми лицами. А далее, в пункте 23 той же статьи, определяется российское лицо. Под таковым понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории России, являющееся ее гражданином или имеющее право постоянного проживания в ней либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Однако в российском законодательстве нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не предусматривают какой-либо дифференциации в зависимости от категории иностранцев. Следовательно, особенности правового положения постоянно проживающих и временно находящихся в России иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и меди-цинское обеспечение, образование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, какими обладают российские граждане.

Коллизионное регулирование отношений, связанных с определением правового положения физи-ческих и юридических лиц, претерпело заметное изменение с принятием части третьей Гражданского кодекса РФ. Что касается физических лиц, то в ранее действовавших Основах гражданского законо-дательства 1991 г. имелась единственная статья, посвященная выбору права при определении правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. В разделе VI ГК РФ законодатель посвятил семь статей правовому положению физических лиц. Исходные коллизионные принципы остались теми же:

• гражданская дееспособность физического лица определяется по закону гражданства, для лиц без гражданства—по закону места жительства;

• неграждане (т. е. иностранцы и лица без гражданства) пользуются в

Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами;

• признание в России лица безвестно отсутствующим, объявление его

умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

В некоторые вопросы были внесены коррективы. Ранее гражданская дееспособность неграждан в отношении сделок, совершаемых в России, определялась безоговорочно по российскому праву. В пунк-те 2 ст. 1197 ГК РФ законодатель сформулировал существенное исключение из этого общего положе-ния: данное правило не применяется, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

В ранее действовавших Основах имелась односторонняя коллизионная норма, согласно которой гражданская дееспособность неграждан в отношении обязательств, возникающих вследствие причине-ния вреда в России, определялась по российскому праву. В Гражданском кодексе все вопросы, свя-занные с деликтными обязательствами, регулируются теперь специальными статьями 1219, 1220. Исхо-дя из анализа этих статей, гражданская дееспособность для данных правоотношений будет определяться по общим коллизионным принципам: по праву страны, где имело место обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда, при определенных условиях — праву страны, где наступил вред, и т.д.

Новыми вопросами, ранее не имевшими коллизионного регулирования, стали закрепленные в ГК РФ следующие нормы:

• об определении права, подлежащего применению при определении

прав физического лица на имя;

• об опеке и попечительстве (ранее коллизионные нормы по опеке и попечительству содержались в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г.);

• об определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельно-стью.

Но, пожалуй, одним из центральных моментов в закреплении норм, посвященных правовому по-ложению физических лиц, стало легальное закрепление такого часто используемого в доктрине и в учебной литературе понятия, как личный закон. Применительно к физическим лицам законодатель оп-ределил личный закон как закон гражданства. При этом если лицо является бипатридом, и одно из гра-жданств — российское, его личный закон — российское право. В случае если иностранец проживает в России, его личным законом тоже является российское право. Если у лица несколько иностранных гра-жданств, личным законом будет право страны, где иностранец проживает. Законодатель определил так-же и личный закон беженца: им считается право страны, предоставившей беженцу убежище.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью нарав-не с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст. 1196 ГК РФ) и представляет со-бой принцип национального режима.

Новой формулой, которая теперь закреплена статьей 1196 в отношении гражданской правоспособ-ности, является личный закон, который определяется по общим правилам, предусмотренным в статье 1 195. Как считают ученые, необходимость появления этой нормы связана с попыткой уйти от односто-ронних коллизионных норм, указывающих на возможность применения только российского права. В случае если российский суд будет рассматривать вопрос о гражданской правоспособности иностранцев, находящихся за пределами территории России, то применимым будет уже не российское право, а право страны, гражданами которой являются иностранцы.

Закрепив принцип национального режима для иностранцев в Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность устанавливать

изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских

законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые

должности, или иметь определенные (в том числе, имущественные) права.

Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не мо

гут занимать должности в органах государственной власти и управления, в

экипажах морских и воздушных судов. Согласно пункту 1 ст. 56 КТМ РФ на судах, плавающих под Го-сударственным флагом Российской Федерации, иностранцы не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Аналогичные ограничения установлены Воздушным кодексом: в силу пункта 4 ст. 56 в состав летного экипажа гражданского воз-душного судна Российской Федерации могут входить только российские граждане.

В ряде российских законов установлены ограничения для осуществления иностранцами опреде-ленных видов деятельности. В Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Фе-дерации» 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) иностранным гражданам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам право заниматься архитектурной деятельностью на территории России предоставляется только в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором; в противном случае они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором — гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

Другое ограничение: в соответствии с Законом РФ Законом РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего междуна-родного договора. С 1 января 2008 г. действует ст. 1231 ГК РФ, устанавливающая аналогичные ограни-чения в отношении исключительных и иных ителлектуальных прав на территории РФ. Определенные изъятия из принципа национального режима установлены для неграждан в Земельном кодексе. В соот-ветствии с пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых определяется Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях России.

Ограничено также право иностранцев на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2000 г. иностранцы не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Не все ограничения, предусмотренные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Например, в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «О сельскохозяйст-венной кооперации» иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г.).

Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Н.С. Караиван,

Текст научной работы на тему «Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в

Это интересно:  Можно ли развестись в другом городе? Как подать и оформить? 2019 год

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев, находящихся на территории иностранного государства, всегда занимали центральное место в науке и практике международных частноправовых отношений. В международном частном праве физические лица классифицируются, как правило, на три группы: собственные (отечественные) граждане, граждане иностранных государств (иностранные граждане) и лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную категорию еще одной группы лиц — беженцев. Особенности правового статуса физических лиц определяются государствами в зависимости от категории, к которой они относятся.

Иностранным гражданином в России признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане дифференцируются на лиц, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на ее территории. Лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане, равно как и лица без гражданства, входят в число субъектов международных частноправовых отношений, т.е. являются участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, имеющими определенные права и обязанности. Под иностранным элементом подразумеваются имущественные

отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное гражданство (подданство); субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

Объем правомочий, которыми обладают данные категории лиц как субъекты трансграничных отношений, определяется через две основные категории: правоспособность и дееспособность.

Согласно общему правилу, гражданская правоспособность физического лица — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения такого лица и прекращается его смертью (ст. 17 ГК РФ). При определении гражданской правоспособности физического лица необходимо руководствоваться его личным законом. Данное положение закреплено в ст. 1196 ГК РФ. При этом стоит помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ обладают равной правоспособностью с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это означает, что независимо от пола, расы, национальности, религиозного мировоззрения и прочих факторов, они могут, например, иметь в собственности имущество, обладать имущественным и личными неимущественными правами наравне с российскими гражданами. Все правила, что установлены гражданским законодательством РФ, распространяются на них в равной степени. В некоторых случаях российский законодатель предполагает дифференцированный подход в определении право- и дееспособности иностранных граждан на своей территории. Подобного рода особенности правового положения данной категории субъектов возникают из специальных двусторонних соглашений РФ. Например, договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства», в соответствии с которым, например, на граждан Республики Беларусь не распространяется установленный порядок при-

влечения иностранной рабочей силы, их принимают на работу как россиян.

Личный закон используется в форме национального закона (закон гражданства) или закона места жительства (закон домицилия). Существует и смешанный подход в определении личного закона физического лица.

Личный закон физического лица в форме закона гражданства предполагает то, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин, регулируются правом того государства, гражданством которого он обладает.

Личный закон в форме места жительства предполагает, что правоотношения, в которых участвует иностранный гражданин или лицо без гражданства, регулируются законом той страны, на территории которой это лицо постоянно проживает или находится, т.е. имеет место жительства.

Выбор личного закона физических лиц осуществляется по усмотрению законодателя. В большинстве европейских стран применяется личный закон в форме закона гражданства. В странах с системой общего права (Англия, США, Канада) отдают предпочтение личному закону в форме места жительства. Российская Федерация и ряд других стран придерживаются иного подхода — смешанной системы определения личного закона физического лица.

Так, согласно п. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданством которого это лицо обладает. При этом российское право является также личным законом для иностранного гражданина, постоянно проживающего на ее территории. В случае, если лицо является бипатридом, т.е. обладает двойным гражданством, то личным законом такого лица тоже признается российский закон. Подобное правило действует в отношении лиц без гражданства, имеющих место жительство на территории РФ (ст. 1195 ГК РФ).

Существует ряд исключений из принципа определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства по личному закону в РФ. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранными гражданами

и лицами без гражданства на территории РФ: иностранный гражданин, заключая в России сделки, не вправе ссылаться на объем правомочий, которым он обладал в своем государстве.

Во-вторых, именно российским правом определяется гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил собственному праву решение вопросов о признании в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, а также об объявлении их умершими.

Новеллой российского гражданского законодательства является определение личного закона беженца. Согласно п. 6 ст. 1195 ГК РФ личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Данное положение является исключительным и отражает тот факт, что в силу особых обстоятельств, при которых беженцы были вынуждены покинуть страну своего гражданства или постоянного проживания, их связь с данной страной утрачивается, и определяющим для правового положения таких лиц в целом становится право принявшей их страны. Именно законодательство принявшей страны определяет само понятие беженца, условия, при которых лицо может получить статус беженца, в том числе объем право- и дееспособности лиц, получивших такой статус. Норма, регулирующая правовой статус беженцев на территории РФ, очень важна для поддержания стабильности как среди граждан РФ, так и среди самих лиц, получивших этот статус. В сложившейся политической ситуации данный вопрос стоит крайне остро в международном сообществе. Проблемой становится определение гражданского статуса сотен тысяч беженцев из Сирии и других горячих точек Ближнего Востока, наделения их объемом правомочий, регулирования их прав и обязанностей с учетом международных требований без нанесения урона собственному правопорядку. Российская Федерация,

в отличие от стран Европы, сумела урегулировать вопрос о правовом положении беженцев соответствующей нормой гражданского законодательства.

Личный закон определяет, право какой страны применимо к тому или иному лицу, в то время как объем прав различных категорий участников трансграничных отношений регулируется национальным правовым режимом, режимом наибольшего благоприятствования и специальным (преференциальным) режимом.

Необходимо проанализировать именно национальный режим, который, в отличие от других правовых режимов, имеет большее значение в трансграничных отношениях с участием физических лиц и не закрепляется в каких-либо международных договорах, а существует на основании взаимности. В соответствии с национальным режимом и ст. 1196 ГК РФ законодатель уравнивает в гражданских правах иностранных и отечественных граждан. Принцип национального режима для иностранных граждан действует как общий принцип права. Он закреплен в ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Однако, несмотря на общие подходы в отношении национального режима, российский законодатель предусматривает изъятия из него. Такие изъятия устанавливаются, как правило, федеральным законодательством. В качестве примера можно привести невозможность для иностранных граждан занимать определенные должности в России, введение различного рода ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства в экономическом секторе страны, определенные ограничения прав иностранцев присутствуют в земельных правоотношениях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ ограничение правоспособности иностранных граждан в отдельных случаях возможно в порядке реторсии, т.е. ответной меры в отноше-

нии граждан тех государств, которые каким-либо образом ограничивают гражданскую правоспособность российских граждан.

В сложившейся политической ситуации в мире каждому государству очень важно определить личный статус всех категорий субъектов трансграничных отношений на своей территории, возможность и способы их участия в гражданском обороте своего государства, их правовую связь и функционирование в рамках международного пространства. В Российской Федерации законодатель регулирует этот вопрос при помощи норм международного частного права, в частности, таких категорий, как личный закон, принцип национального режима, взаимность и реторсии. Положения, охваченные данными категориями, определяют, какое право стоит применять к иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории РФ, регулируют их объем правоспособности. Личный закон в РФ носит ряд особенностей в определении правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства и предполагает применение в их отношении преимущественно собственно права, в отличие от большинства европейских государств.

Принцип национального режима предназначен обеспечить реализацию прав как иностранных граждан на территории РФ, так и российских граждан за рубежом, поэтому крайне важно его легальное закрепление в законодательстве страны.

Нельзя не сказать о проблеме статуса беженцев, которая представляет сейчас актуальную тему не только для России, но и для всего европейского сообщества в целом. Определение понятия и правого статуса беженца имеет не только юридический, но и экономический характер, т.к. миграция данных категорий граждан неизменно отражается на любой национальной экономической системе, а отсутствие юридически грамотного толкования их правового статуса только усугубляет экономическую ситуацию в стране. В настоящее время проблема миграции затронула преимущественно европейские страны, но и в России он приоб-

ретает все большее значение. Не желая или откладывая по каким-либо причинам решение проблемы определения правового положения лиц, признанных беженцами, принявшая страна рискует допустить ущемление прав данной категории лиц и нанесение ущерба собственному правопорядку. Россия — одна из немногих стран, сумевшая урегулировать в рамках собственного законодательства данный вопрос и определить статус беженцев, что, безусловно, является реальным преимуществом ее законодательства перед законодательствами других государств.

Это интересно:  Как оформить квартиру по наследству в собственность 2019 год

1. Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 2000. № 6,7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Международное частное право. Постатейный комментарий к разделу VI / Под ред. П.В.Крашенинникова. М., 2014.

3. Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 2002.

4. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. М., 2007.

5. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000.

6. Международное частное право: уч. пособие / Под ред. Н.И.Марыше-вой. М., 2012.

7. Богуславский Н.М. Международное частное право: Учебник. М., 2011.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ. Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ, принят ГД ФС РФ 28.09.2001, ред. от 30.06.2006,

п.3 статья 15 Существуют и иные изъятия из принципа национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Новая коллизионная норма о гражданской правоспособности сформулирована отдельно от правила о приравнении иностранцев и лиц без гражданства в отношении пользования правоспособностью к российским гражданам. Закон разделяет эти вопросы, имеющие самостоятельное значение.

Применительно к гражданской правоспособности лица, то есть его способности иметь гражданские права и нести обязанности, возникающей в момент его рождения и прекращающейся смертью, вопрос о подлежащем применению праве (коллизионный вопрос) может возникать в связи с существующими различиями в законодательстве отдельных государств. Так, если в России правоспособность гражданина возникает в момент рождения, то, например, в Испании ребенок считается рожденным и обладающим гражданской правоспособностью, если проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма (ст. 30 ГК Испании 1889 г.). Если речь пойдет о правоспособности родившегося в России испанского гражданина, прожившего после рождения менее суток, будет иметь значение (в частности, при наследовании), право какой страны — России или Испании — будет определять его правоспособность.

Отсутствие в действовавшем ранее законодательстве России конкретной коллизионной нормы о правоспособности приводило к тому, что правоспособность иностранцев и лиц без гражданства практически всегда определялась по российскому закону на основании толкования упомянутого правила ст. 160 Основ 1991 г. о приравнении их к российским гражданам в отношении пользования правоспособностью.

При выборе такого способа регулирования учитывалась тесная связь правоспособности с личностью человека. Принималось во внимание и то, что в иностранных государствах используется обычно именно такая отсылка. Например, согласно § 12 Закона Австрии 1978 г. «правоспособность. лица определяется по его личному закону». Аналогичны правила нового законодательства Италии, Германии, Румынии, Турции и др. Рассматриваемое правило касается всех физических лиц, то есть российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Следует иметь в виду, что договоры России с некоторыми странами СНГ (Туркменией, Киргизией, Арменией, Казахстаном) о правовом статусе граждан одного из договаривающихся государств, постоянно проживающих на территории другого договаривающегося государства. Например, согласно Договору РФ с Киргизией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, правоспособность и дееспособность гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, определяется законодательством страны проживания. Лицо считается постоянно проживающим на территории данного государства, если оно на основании документа, выданного этим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории страны своего гражданства в соответствии с ее законодательством. Подчинение правоспособности лица законодательству страны проживания означает, что правоспособность гражданина Киргизии, постоянно проживающего в России, будет определяться по российскому законодательству, а правоспособность российского гражданина, постоянно проживающего в Киргизии, — по законам Киргизии. Однако лишь в отношении киргизских граждан, проживающих в России. Надо обратить внимание и на то, что Договор с Киргизией принимает во внимание только «постоянное» проживание лица в соответствующей стране.

Наряду с этой коллизионной нормой о правоспособности сохранено и действовавшее ранее правило о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Имеется в виду пользование такими гражданскими правами, как право иметь имущество на праве собственности, наследовать его, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки, иметь права авторов, другие имущественные и личные неимущественные права. » Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 03.06.2006, статья 18 К содержанию правоспособности относятся и гражданско — правовые обязанности.

Приравнение иностранных граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам (предоставление так называемого национального режима) — основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания. Это общепризнанный принцип. В отечественном законодательстве он выражен в общей форме в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в ст. 4 нового Закона о правовом положении иностранных граждан от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в ст. 2 ГКРФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принцип приравнения иностранцев к собственным гражданам применяется и в иностранных государствах. Он выражен, например, в законодательстве Венгрии, Вьетнама, Португалии и ряда других стран.

Предусмотрен этот принцип и в ряде международных договоров РФ: в двусторонних договорах России о правовой помощи, в Минской конвенции 1993 г.

Российское законодательство не связывает предоставление национального режима с взаимностью: такой режим предоставляется в России независимо от того, пользуются ли им в соответствующем иностранном государстве российские граждане.

Из общего принципа предоставления иностранцам и лицам без гражданства национального режима, то есть приравнения их в гражданской правоспособности к собственным гражданам, допускаются изъятия. Изъятия из национального режима (как в сторону ограничения прав, так и в сторону их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены только федеральным законом или международным договором РФ. Введение особых правил для иностранцев и лиц без гражданства в каких-либо других актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации) неправомерно.

Нельзя в связи со сказанным согласиться с мнением о том, что «положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции».

В судебной практике установление специальных правил для иностранных граждан не в федеральных законах, а в других актах признается неправомерным. Так, Верховный Суд РФ в решении по заявлению ООО «Адвекс Инк» о признании недействительным абз. 3 п. 5.1 Инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике» указал, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте правило о том, что иностранный гражданин считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока обратится к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству. В статье 2 ГКРФ установлено, указал Верховный Суд, что правила ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом, тогда как в данном случае особый порядок принятия иностранцами наследства установлен не федеральным законом, а Инструктивными указаниями министерства. Суд счел, что в результате действия оспариваемого нормативного акта нарушаются гражданские права физических лиц, и признал оспариваемое положение недействительным.

По аналогичным соображениям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения кассационную жалобу представителя Московской городской Думы по делу о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона г. Москвы от 9 июля 1997г. «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию». Коллегия подтвердила правильность решения Московского городского суда от 30 октября 2000г., признавшего оспариваемые положения, которыми для иностранных граждан установлен особый порядок регистрационного учета, противоречащими федеральному законодательству.

Законодательные нормы, устанавливающие (как исключение из общего правила) специальное регулирование для иностранных граждан в сфере гражданского права, сравнительно немногочисленны. Например, только граждане РФ могут быть членами сельскохозяйственного производственного кооператива, есть специальные правила о порядке пользования иностранными физическими лицами участками континентального шельфа, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» недрами. Закон РФ «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. Некоторые российские законы ограничивают право иностранных граждан заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности: быть судьями, прокурорами, нотариусами, сотрудниками органов внутренних дел, милиции, занимать должность капитана морского судна и тому подобное.

Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации (ст. 62, 63); Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; международными договорами СССР и Российской Федерации.

Это интересно:  Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия 2019 год

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из Российской Федерации должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Основаниями для оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются:

  • — письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое или консульское учреждение Российской Федерации;
  • — по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации; надлежащим образом оформленный договор о туристской поездке.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами Российской Федерации

Основания для отказа в разрешении въезда и выезда установлены федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Этим же законом установлен также порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством Российской Федерации и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации.

Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами:

  • — на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц;
  • — на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд;
  • — на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование;
  • — на свободу совести и т.д.

Но в отличие от граждан Российской Федерации, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например:

  • — они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти;
  • — они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме);
  • — не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам Российской Федерации.

Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений Российской Федерации пользуются правами и несут все обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

При соблюдении установленных правил проживания в Российской Федерации иностранные граждане имеют право передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед Российской Федерацией. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию Российской Федерации, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с Закона 2006 года о правовом положении иностранных граждан в РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны.

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ Российской Федерации в виду их «прозрачности» и др. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками СНГ.

Положения ч. 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2006 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России.

Статья 1 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.

Документальным подтверждением гражданства иностранного государства может служить, согласно ст. 24 Федерального закона от 25.07.2006 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, заграничный паспорт или заменяющий его документ.

Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, также может служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации.

К лицам без гражданства (апатридам) относятся лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Международное право к числу апатридов относит лиц, которые не рассматриваются гражданами какого-либо государства в силу его закона (Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г.). Тот факт, что Россия не участвует в данной конвенции, не следует расценивать как препятствие для отказа в признании статуса апатрида за лицами, которые по Конвенции пользуются защитой или помощью органов или учреждений ООН, за которыми компетентные государственные власти страны признают права и обязанности, связанные с их гражданством. Отказ возможен и тогда, когда есть серьезные основания полагать, что такие лица совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, совершили тяжкое преступление неполитического характера или виновны в деяниях, противоречащих целям и принципам ООН.

Вместе с тем ни Конституция, ни другие нормативные акты не устанавливают различий в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства. Действующее законодательство исходит из того, что они равны перед законом независимо от происхождения, официального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.

Согласно ч. 3 статьи 62 Конституции РФ, на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами.

В этой связи Конституционный Суд в постановлении от 17 февраля 1996 г. по жалобе лица без гражданства Я.Д. Гафура разъяснил, что, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из содержания данной и других статей Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина России, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

Статья написана по материалам сайтов: mchpravo.ru, cyberleninka.ru, vuzlit.ru, studwood.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий