Душевнобольные люди — психическое поведение которых отклоняется от общепринятых норм 2019 год

Отклоняющееся поведение— это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам.

К наиболее распространенным проявлениям отклоняющегося (девиантного) поведения российский психиатр и психотерапевт, профессор Б. Д. Карвасарский (р. 1931 г.) относит преступно-противоправное (непротивоправное), аморальное поведение, пьянство, стяжательство, распущенность в сексуальных отношениях и др.

Отмечена связь между некоторыми видами отклоняющегося поведения, заключающаяся в том, что совершению правонарушений иногда предшествует аморальное поведение человека.

В изучении отклоняющегося поведения значительная роль отводится исследованию мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей профилактики и преодоления. В происхождении такого рода поведения важную роль играют особенности правового и нравственного сознания, характер потребностей личности, а также эмоциональноволевой сферы индивида и могут быть обусловлены его социально-психологическими и личностными особенностями, пробелами в его воспитании, а также различными ситуационными реакциями.

Понятие отклоняющегося поведения неразрывно связывается с культурно-социальной средой данного конкретного общества. Указанные отклонения могут быть не только социально неприемлемыми, но и социально одобряемыми. Само понятие нормы является исходным при изучении различных поведенческих девиаций.

Российский психиатр В. Д. Менделевич (р. 1956 г.), в определении девиантного поведения обращает внимание на внутренние стороны этого процесса и находит, что отклоняющееся поведение проявляется в виде рассогласованности психических процессов, недостаточной адаптивности личности и проблем с ее самоопределением, неадекватной самооценкой и недостаточным морально-нравственным контролем за своим поведением. К основным видам девиантного поведения ученый относит преступность, алкоголизм, наркоманию, суицидальное поведение, вандализм, проституцию, сексуальные девиации и др.

Ученые считают, что отклоняющееся поведение может быть обусловлено снижением самоуважения и низкой самооценкой личности.

Под социальной нормой в данном контексте понимается совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (класс, группа, общество и др.) к своим членам в целях регуляции деятельности и межличностных отношений.

В психологии для научного определения понятия нормы используются различные подходы. Наиболее распространен негативный подход, в соответствии с которым социально нормальный человек — тот, у которого отсутствуют аномалии в поведении. Позитивный подход ориентирован на выявление индивидуальных особенностей личности с желательными, социально приемлемыми, нормативными критериями, существующими в виде определенных требований к поведению личности в социуме.

По В. Д. Менделевичу, существуют пять способов взаимодействия индивида и реальности:

1. Противодействие реальности — при этом типе взаимодействия индивид убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и следует активно бороться. В этом случае он пытается изменить неприемлемый для него мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям и установкам.

Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая его к соблюдению норм и правил. Такой тип взаимодействия характерен для делинквентного или криминального поведения.

  • 2. Болезненное противостояние реальности — при таком типе взаимодействия человек вследствие патологического изменения психики воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое и не может эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что, противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид не представляет другого мира, кроме как враждебного. Последнее встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения.
  • 3. Уход от реальности — данный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к окружающей среде, считая для себя невозможным приспособиться к его реалиям. Ярким проявлением такого способа является аддиктивное поведение (уход от реальности с использованием психоактивных веществ, а также чрезмерное увлечение компьютерными играми).
  • 4. Игнорирование реальности — в отличие от предыдущего данный способ заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным индивид может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом.
  • 5. Наиболее предпочитаемым способом является приспособление к реальности. Гармонично развитый индивид в большинстве случаев находит себя в окружающем мире, такой способ в большей степени поощряется обществом. Для такого человека является важным самореализоваться именно в обществе реальных людей и быть им признанным.

Таким образом, девиантное поведение определяется конкретным способом взаимодействия человека с окружающей реальностью.

В поведении личности следует рассматривать и психические аномалии.

Современная наука открыла жизненно важное значение подкорковых центров мозга как центров чувственности, памяти, инстинктов, влечений и стремлений. Здесь же находятся центры вегетативной нервной системы и их связь с центральной системой. Например, каждое колебание или торможение центров кровообращения или дыхания, расположенных в продолговатом мозге, угрожает жизни человека.

Средний мозг, рассматриваемый как филогенетически более старая часть центральной нервной системы, — центр ани- мальных (животных) функций: инстинктов, влечений и стремлений. Некоторое его торможение, не затрагивающее непосредственно течение жизни, означает восхождение на более высокую, человеческую ступень органического бытия.

Физиологически предметом психопатологии является диада противоположных нервных процессов (возбуждения и торможения, по И. П. Павлову). Это в то же время две половины одного и того же процесса (настоящее тождество противоположностей). Каждый человек и каждое животное имеет свои индивидуальные границы раздражимости, за которыми следует расстройство или нарушение равновесия. И. П. Павлов считал, что невроз вызывается расстройством равновесия обоих процессов.

Применением сильных раздражителей, перевозбуждением раздражительного процесса и соответствующим перевозбуждением процесса раздражения, столкновением или тяжелой встречей обоих процессов он вызывал экспериментальные неврозы у собак.

В обычных жизненных условиях большое количество или частая смена сильных раздражителей могут вызвать расстройство и здоровой системы. Средние раздражители, которые не вызывают расстройств у здорового, могут оказаться сильными для людей с врожденной слабостью системы (коры) или при истощении нервной системы от различных экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредных воздействий (инфекционных болезней, наследственных и хронических заболеваний, хронических отравлений, например алкоголизма, и т. д.).

Кроме двух типов уравновешенной нервной системы, соответствующих сангвиническому и флегматическому темпераментам, И. П. Павлов установил и наличие двух других, неуравновешенных типов, соответствующих холерическому и меланхолическому темпераментам. Возбудимый тип теряет способность торможения, в то время как он необыкновенно и чрезмерно возбудим, а тормозимый тип теряет способность к возбудимости.

Оба процесса основаны на понижении количества возбуждающего вещества в нервных клетках, которое зависит, по Павлову, или от врожденной слабости коры, или от истощения клеток коры под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. К внутренним истощающим факторам относятся: эффективность, эмотивность, имагинативность (фантазия).

Нельзя сводить всю этимологию неврозов только к расстройству равновесия между нервными процессами возбуждения и торможения, как это делает физиологическая школа И. П. Павлова, или всю невро- и психопатологию — к патологической рефлексологии, как это делает рефлексологическая школа В. М. Бехтерева. Другими словами, нельзя сводить всю систему патогенеза неврозов и психозов только к телесным расстройствам, т. е. расстройствам функций головного мозга. С энергетической точки зрения неврозы основаны на аномалиях циркуляции нервного или психического тока энергии. Всякое расстройство обмена нервной энергии должно действовать на нервно-психические функции, и так оно и есть на самом деле.

С точки зрения современной медицинской психологии психическая энергия есть аналог животного электромагнетизма. Можно себе представить, что при неврозах и психозах происходит нарушение баланса психической энергии, влияющее на правильное течение процессов возбуждения и торможения. Нарушения балансов психической энергии могут быть пяти родов:

  • 1) чрезмерное, ненормальное, патологическое расходование психической энергии;
  • 2) врожденная или наследственная неспособность к восприятию энергии извне;
  • 3) врожденная или наследственная неспособность организма к усвоению или ассимилированию воспринятой энергии;
  • 4) неспособность к собиранию, депонированию и распределению усвоенной энергии;
  • 5) неспособность к переработке низших энергий в высшую.

Некоторые из этих аномалий изучены научно, проявляются

в виде аффективной реакции, “эмотивного шока”, срывной (эксплозивной) реакции, когда происходит сильный нервный разряд наподобие разряда лейденской банки, а за разрядом следует “нервное истощение”.

Психастения. Для психастенического симптомокомплекса К. Ясперс считает характерным отсутствие общей сопротивляемости против переживаний. Исчезает уверенность в себе и решимость; сомнение и фобия (боязнь) делают деятельность невозможной. Психастеник избегает общества, проводит время в самонаблюдении и самоанализе, копаясь в своих ощущениях и чувствах, которым здоровый человек не уделяет внимания. Возникает страх перед всякой деятельностью, выбором, решением и действием. Мечтательность увеличивает стремление к одиночеству.

Здесь налицо то же отсутствие контроля ума, как и при неврастении, отсутствие желаний и стремлений, слабость или отсутствие воли и силы, гипобулия или абулия, имагинативность, т. е. чрезмерная фантазия.

Истерия. Связь истерии с эмотивной жизнью сильнее, чем при неврастении, и ведет больных к эмотивному шоку. Здесь проявляется следующее: средний мозг и вегетативные центры функционируют автоматически, без контроля коры. Вследствие этого появляется повышенная возбудимость подкорковых центров. По О. Форелю, истерия есть диссоциативная слабость мозга, которая и обусловливает легкую внушаемость и самовнушаемость, соматические расстройства при истерии и в другой сфере.

Это интересно:  Со скольки лет можно жениться в России? Снижение брачного возраста 2019 год

Если это стремление выражается в словах и действиях, то обнаруживается театральная сущность субъекта, больной начинает играть роль. Постепенно он входит в свою роль, начинает верить в свое фальшивое “Я”, вкладывая в него другое, выдуманное содержание, и удивляется, что окружающие не находят в нем того, что он сам находит в себе. Отсюда и стремление к необыкновенному, фешенебельному, влечение к скандалу, шуму и различным крайностям в обыденной жизни. Ясперс говорит, что истерик чувствует себя несчастным, если его не замечают, хотя бы только на время, не уделяют ему внимание.

Для истерии характерна чрезмерная фантастичность, има- гинативность, проявляющаяся часто как мильтомания и детское мышление.

Ценно признание истерии как состояния психизма. Все низшие формы оккультного психизма: медиумизм, тантрический транс и другие родственные истерии и появляются на истерической почве. Кроме отмеченных выше эмотивности, аффективности и имаги- нативности для истерии характерны гипонойя, т. е. понижение интеллектуальной сферы с повышением тимизма и эпитимизма (функций раздражительной и вожделенной сферы). В духовной сфере характерны страсти тщеславия, самовлюбленность.

Ипохондрия. Повышенная чувствительность, гиперэстезия при неврозах ведет к тому, что целый ряд телесных ощущений, которым человек не придает значения, привлекают к себе внимание неврастеников, становясь источником неприятных переживаний и наблюдений. Головные боли, сердцебиения, чувство давления и слабости в брюшной полости, покалывания в спине и груди, шум в ушах, мерцание век вырастают в серьезные болезни, внушают страх и ужас. Неврастеник копается в своих ощущениях и в их незначительных нюансах. Направленное на внутренние органы внимание становится само по себе источником новых, неприятных ощущений, составляющих в совокупности картину ипохондрии. Хотя ипохондрик телесно здоров, сам он считает себя больным. Тяжелые случаи ипохондрии связаны с общим, философским пессимизмом. Ипохондрик видит все в черном свете и считает себя жертвой зла и несправедливости в мире. Различные фобии, психическим субстратом коих является чувство страха, дополняют картину ипохондрии.

Ипохондрия как симптом, а не отдельная болезнь, примыкает, с одной стороны, к неврастении, а с другой — к истерии. Кроме чувства страха для ипохондрии характерно ослабление жизненного тонуса.

Психозы. Утверждение И. П. Павлова, что психозы суть лишь углубленные неврозы, справедливо. При неврозах налицо психические аномалии, и потому иногда их называют психоневрозами. При психозах наблюдается более сильное снижение: активности, сужение интеллектуального горизонта до минимума, фиксация привычных реакций, повышение аффективной раздражительности вплоть до мании. Вегетативные расстройства при них выражены еще сильнее. Легкими формами психозов считают шизотимию и циклотимию, соответствующие ин- тровертированному и экстравертированному типам личности. Шизотимик груб, замкнут и угрюм, а циклотимик общителен.

В современной психиатрии есть тенденция к упрощению и все многообразие психических аномалий сводится к двум основным формам: маниакально-депрессивному психозу и шизофрении. Все старые формы параноидальных и дефензивных состояний переходят в синдромы двух основных болезненных форм. В маниакально-депрессивном психозе аффективная возбудимость достигает крайней формы, вплоть до мании, и сменяется депрессией — крайней формой торможения.

Шизофрения. Шизофрения представляет собой грандиозный психосоматический комплекс. Эйген (Ойген) Блейлер (1857—1939), швейцарский психиатр, давший название этому комплексу, считал, что шизофрения есть психическая диссоциация, как показывает само название (от греч. schizo — раскалываю, phren — душа, рассудок). По Ясперсу, это сумасшествие души, падение жизненного тонуса, диссоциация личности и дизагрегация памяти. В интеллектуальной сфере шизофрения характеризуется недостаточностью мышления, расстройством ассоциаций, идей, в волевой сфере — понижением активности. Фантазия играет большую роль. Шизофреник живет в нереальном мире, он создает себе фантастический мир. Патологоанатомически шизофрения есть результат повреждения мозговой оси.

Наблюдается стереотипия, упрямое и длительное повторение одних и тех же движений. С одной стороны, наблюдается апатия, тупость, остолбенение, а с другой — распущенность, шаловливость и инфантильное поведение. Павлов рассматривает шизофрению как хронический гипноз. Душа проявляет себя как в сновидениях, так и в шизофрении.

Современное понятие шизофрении включает в себя целый ряд клинических синдромов, которые уже давно рассматривались как определенные болезненные формы. В интеллектуальной сфере это паранойя как расстройство логической функции в виде “ложных суждений”, навязчивых идей; расстройства в области чувств в виде обмана чувств, галлюцинаций, связанных с полной неспособностью бороться с беспорядочной, чрезмерной фантазией. Ментальные расстройства выражаются главным образом в форме нарушения ассоциативной функции.

К этим синдромам добавляются аффективность; гримасни- чество; страсть к позированию и эффектам; обилие жестов; красивых; высокопарных, большей частью тривиальных слов. Ступор, негативизм, внезапный смех, возбудимость, импульсивность и кошмары дополняют картину.

Аутизм. Аутизм есть та форма ментального расстройства, которая рассматривается как нарушение контакта с действительностью. Все неприятности, затруднения и несовершенства действительности компенсируются мечтательностью, т. е. с помощью фантазии. Человек создает себе свой собственный мир, в котором все желания и стремления получают удовлетворение и осуществление. Отсутствие реального объекта компенсируется вымышленным объектом.

Стремление к реализации своего душевного содержания выражается в истерической лжи, фантастической псевдологии, шизофреническом самообмане.

Аутизм есть проявление своеобразной патологической ин- троверсии (нарциссизм как либидо, установка на свое тело, по Фрейду).

Диссоциация и раздвоение личности. Процесс дезинтеграции человека с особенной наглядностью выступает в феноменах раздвоения личности и деперсонализации, научно изученных и клинически проверенных. Речь идет о центрирующей роли “Я” в психических состояниях и деятельности, о “Я”, лежащем в основе психической жизни. Константой (постоянной) является тотальное чувство в виде “чувства жизни” и “чувства личности”. Расстройства и торможения этих жизненных чувств лежат в основе жалоб на потерю себя, потерю своего “Я”, личности. Больные жалуются, что исчезает самосознание, они чувствуют себя автоматами, размывается чувство действительности, расшатывается интеграль- ность “Я”. Отдельные элементы “Я” становятся автоматическими (автономными), и это ведет как бы к множественности “Я”. У больных появляется точно второе “Я”, появляется вторичная система личности, которая ведет жизнь против воли индивидуума. Больные говорят о спутанности, нереальности мира чувств и мира восприятий. Субъект теряет господство над значительной частью своих душевных состояний. Появляется новое “Я”, совершенно чуждое. Иногда возникает несколько новых “Я”.

Таким образом, патологические состояния отчужденности могут привести к полной деперсонализации. Субъект реагирует противоречиво. Возникают как бы два параллельных мыслительных ряда. Отмечается также раздвоение при психастении, истерии, медиумизме, парапсихических состояниях и шизофрении. Оно идет (или может идти) параллельно с альтернированием (чередованием) личности.

Происходит смешение “Я”, причем второе “Я” может принадлежать не только человеку, но и животному, и “мировому сознанию”.

Сумашедшие живут за высоким забором, а идиоты ходят по улице толпами»
«Невезучие», режиссер Франсис Вебер

Мы живем во времена, когда истерики и затяжные депрессии стали для многих обыденным явлением. Каждому из нас знакомо состояние, когда близкие люди ведут себя неадекватно или сами страдаем от бессонницы, всю ночь перекручивая в голове одну и ту же навязчивую мысль. А ведь это и есть признаки предпсихотического состояния: тревожность, бессонница, нежелание жить, истерика, нападение на других, попытка суицида и резкие смены настроения. Для того, чтобы выявить отклонения в психике, надо наблюдать человека в условиях стационара в течение 30 дней, а в некоторых случаях, чтобы поставить диагноз шизофрения требуется обследование пациента в течение 6 месяцев.

Психическое заболевание — это не только шизофрения, к ним также относятся неврозы, психозы, мания, панические атаки, паранойя, деменция и биполярное расстройство. В свою очередь, каждое психическое отклонение подразделяется еще на несколько видов. Считается, если ситуации, которые у людей вызывают острые стрессовые реакции: истерику, плач, нападение, нервную дрожь и другие агрессивные действия, направленные на других или на себя, носят эпизодический характер и проходят спустя некоторое время, то они не мешают жить и не являются отклонением от нормы.

Однако часто бывает так, что после обследования врач никаких психических расстройств у пациента не выявляет, а он спустя некоторое время совершает жесткое спланированное убийство или наносит вред здоровью себе или окружающим. Это явное отклонение в психики и чтобы не стать жертвой такого больного, очень важно иметь некоторые представления о том, как проявляются признаки психических отклонений и как вести себя при общении или даже проживании вместе с ними.

В наше время многие люди вынуждены жить вместе или по соседству с алкоголиками, наркоманами, неврастениками и престарелыми родителями, больными деменцией. Если углубляться в тонкости их ежедневной жизни можно с легкостью прийти к выводу, что абсолютно психически здоровых людей просто нет, а есть только недообследованные.

Это интересно:  До какого возраста ребенок: новорожденный, малолетний, несовершеннолетний 2019 год

Постоянные скандалы, обвинения, угрозы, рукоприкладства, нежелание жить и даже попытки суицида — это первые признаки того, что с психикой участников подобных конфликтов не в порядке. Если подобные поведения человека повторяется из раза в раз и начинают оказывать влияние на личную жизнь других людей, то речь идет о психическом заболевании и требует обследования у специалиста.

Отклонения в психике в первую очередь проявляются в том, что у человека меняется восприятие мира и изменяется отношение к окружающим его людям. В отличие от здоровых, люди имеющие отклонения в психике, стремятся удовлетворить только свои физические и физиологические потребности, их не волнует, как их неадекватное поведение отразится на здоровье и настроении окружающих. Они хитры и внимательны, эгоистичны и лицемерны, безэмоциональны и изворотливы.

Очень трудно понять, когда близкий вам человек проявляет чрезмерный гнев, агрессию и необоснованные обвинения в ваш адрес. Немногие способны сохранить спокойствие и принять неадекватное поведение близкого человека связанное с нарушениями психики. В большинстве случаях люди думают, что человек издевается над ним, и пытаются применить «воспитательные меры» в виде нравоучений, требований и доказательств невиновности.

Со временем психические заболевания прогрессируют и могут сочетать в себе бредовые, галлюцинаторные и эмоциональные расстройства. Проявления зрительных, слуховых и бредовых галлюцинаций проявляются в следующем:
— человек разговаривает сам с собой, смеется без видимой причины.
— не может сосредоточиться на теме разговора, всегда имеет озабоченный и встревоженный вид.
— слышит посторонние голоса и видит кого-то, что вы воспринять не можете.
— относится враждебно к членам семьи, особенно к тем, кто его обслуживает. В более поздних стадиях развития психического заболевания больной становится агрессивным, нападает на окружающих, намеренно разбивает посуду, мебель и другие предметы.
— рассказывает истории неправдоподобного или сомнительного содержания о себе и близких.
— опасается за свою жизнь, отказывается от еды, обвиняя близких в попытке отравить его.
— пишет заявления в милицию и письма в различные организации с жалобами на родственников, соседей и просто знакомых.
— прячет деньги и вещи, быстро забывает, куда их положил и обвиняет других в краже.
— подолгу не моется и не бреется, в поведении и внешнем виде присутствует неаккуратность и нечистоплотность.

Зная общие признаки психических отклонений очень важно понять, что психическое заболевание приносит страдания, прежде всего, самому больному, и только потом его близким и обществу. Поэтому совершенно неправильно доказывать больному, что он ведет себя аморально, обвинять или упрекать его в том, что он не любит вас и ухудшает вашу жизнь. Безусловно, психически больной человек — это беда в семье. Однако к нему надо относиться как к больному человеку, и реагировать на их неадекватное поведение с пониманием.

Нельзя спорить с больным, пытаясь доказать ему, что его обвинения в ваш адрес неправильны. Внимательно выслушайте его, успокойте и предложите помощь. Не пытайтесь уточнить детали его бредовых обвинений и высказываний, не задавайте ему вопросы, которые могут усугубить имеющие расстройства в психике. Любое психическое заболевание требует внимания со стороны близких, и лечения специалистами. Оно не должно вызывать нареканий и обвинений в эгоистичности в сторону больного человека.

Увы, от развития психических отклонений не застрахован никто. Особенно это касается тех, кто имеет наследственную предрасположенность к болезни или ухаживает за престарелыми родителями, больными деменцией. Покажите пример хорошего отношения к ним своим детям, чтобы они не повторяли ошибок своих родителей.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Психическая норма. Что это? Причины психических болезней.

Современная медицина…хорошо умеет определять границы болезни, но гораздо хуже определяет границы здоровья.

Клинические исследователи и практики, специализирующиеся в психопатологии, сталкиваются с проблемой, которая осложняет их работу: что такое психическая патология? Патологическая психика – это отклонение. Но отклонение от чего?

Патологическое поведение, мысли и эмоции – это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Каждое общество устанавливает нормы – писаные и неписаные — того, каким должно быть поведение. Например, 100 лет назад на Западе участие женщин в бизнесе считалось чем-то нежелательным и странным. Сегодня же такое поведение одобряется обществом. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия, изнасилование, жестокость по отношению к детям, войны, смертельные болезни, постоянная боль. Может ли быть какой-то нормальный способ реагировать на подобные вещи? Можно ли назвать такие реакции патологическими?

В одном обзоре приводятся данные о том, что довольно много людей призналось в следующих поведенческих отклонениях: некоторые, будучи в гостях пользовались случаем, чтобы заглянуть в аптечку хозяина (39%), другие – что видели приведение(10%), некоторые не всегда спускали за собой воду в туалете (23%). Следует ли считать их поведение патологическим?

Даже поведение, которое принято считать необычным, совсем необязательно классифицируется как патологическое. Люди могут быть просто эксцентричными, необычными, странными. Попытки определить, что такое психическая патология, помогают найти ответы на меньшее количество вопросов, чем поднимают. Основная трудность в том, что об этом явлении можно судить в контексте духовных ценностей данного общества. Социум выбирает общие критерии для определения патологии и затем использует их для того, чтобы выносить суждения в каждом конкретном случае. Понятно, что общество может с трудом отделять патологию, нуждающуюся в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения – в этом конкретном случае никто не имеет права вмешиваться в жизнь человека. Все мы иногда видим или слышим о людях, которые с обычной точки зрения ведут себя странно, например, живет один с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение подобных людей отклоняется от нормы, оно может приносить человеку неприятности и горе, может способствовать психической дисфункции, однако многие специалисты считают его скорее эксцентричным, чем патологическим.

Итак, основными чертами патологического поведения являются отклонение от нормы, страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую представляет его поведение для окружающих или для него самого. Кроме того, поведение человека должно рассматриваться в том контексте, в котором оно имеет место, при этом концепция того, что считать патологией, зависит от норм и ценностей самого общества. Но мы не должны забывать, что эти критерии бывают весьма расплывчатыми. Где та грань, когда признаки патологического поведения – отклонение от нормы, страдания, дисфункция и опасность – проявляются в такой степени, что поведение человека следует признать патологическим? Скорее всего, на этот вопрос ответить невозможно. Большинство вопросов из этой области клиницисты продолжают обсуждать.

Единой причины психических заболеваний нет. И настоящий уровень науки не всегда позволяет точно установить, от чего они возникают. К психическим заболеваниям с установленной причиной, относятся органические поражения, вызванные, например, травмой мозга, атеросклерозом, инфекциями, старческими атрофическими процессами. Остальные психические заболевания делятся на 2-е группы: болезненные процессы, развивающиеся без видимых причин, но по определенным законам (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) и функциональные заболевания (реактивные психозы и неврозы). Очень близко к последним стоит и группа психических отклонений, называемых психопатиями. Их без ограничений нельзя даже назвать болезнями, это, скорее психические нарушения, средние между болезнью и здоровьем. Их еще называют пограничными.

Функциональные заболевания развиваются от так называемых функциональных причин – разного рода неприятностей, несчастий. В зависимости от тяжести психогении и от почвы, на которую она попадает, то есть от личности, могут возникать и реактивные психозы, и неврозы. Скорее это случается с теми, кто перед самым несчастьем был чем-то ослаблен – инфекцией, переутомлением, бессонницей. Огромное значение имеет и структура самой личности (характер, выносливость, устойчивость и т.д.)

В последнее время установлено, что старое представление о психопатиях как о врожденных особенностях личности не всегда соответствует действительности, что многие случаи психопатии зависят от среды, в которой воспитывался ребенок. Можно даже утверждать, что определенная неблагоприятная среда приводит к формированию определенного типа психопатий.

Отклоняющееся поведение – определенная форма поведения, которая не соответствует принятым в обществе нормам и правилам поступков и действий. Понять, что личность адаптирована к социуму, можно по ее поведению, которое выражается в реализации общепринятых правил, норм, а также связано с целеполаганием человека и речевой регуляцией.

Это интересно:  Сколько человек можно прописать в квартире по закону РФ? 2019 год

Человек, адаптируясь в обществе, перенимает нормативное поведение. Нормы бывают правовые и нравственные. Правовые прописаны законом, нравственные заключаются в идеологии, общечеловеческих ценностях, народных обычаях, традициях. Отклонение хотя бы от одного вида норм признается девиантным или отклоняющимся поведением.

Известный ученый Ганнушкин выделил 3 признака, по которым можно определить человека с отклоняющимся поведением:

  1. Склонность к дезадаптации – определенное повторяющееся годами поведение, не ведущее к нормальной адаптации человека к социуму. Это проявляется в виде повышенной конфликтности, социально-психологическая изоляция (фрустрация), человек не удовлетворен любыми взаимодействиями с окружающими его людьми, противостояние реальному положению дел (бунт). Человек также может находиться в постоянном внутриличностном конфликте, что приводит к неудовлетворенности собой и непринятии себя.
  2. Тотальность – такие паттерны поведения проявляются практически при любом контакте человека с другими людьми, они ведут к дезадаптации во многих ситуациях, с которыми встречается человек.
  3. Стабильность – эти проявления довольно длительны по времени, их нельзя спутать с состоянием аффекта. Поведенческие стереотипы, не свойственные общепринятым паттернам, могут проявляться как психопатология, так и основываться на патологии сформированного характера.

Сложность определения девиаций состоит в том, что для каждого общества характерен свой свод правил и норм. Например, в разные века отношение к курению изменялось, считаясь как положительным, нейтральным, так и отрицательным явлением.

Девиантное поведение вызывает резко негативное отношение общества. К человеку применяются социальные санкции, осуждение, стигматизация личности (навешивание «ярлыка»).

К дезадаптации человека приводят разные причины. Существуют теории о том, что некоторые факторы непосредственно влияют на формирование дезадаптивного поведения.

  1. Биологический. По типу темперамента, характерологическим особенностям, даже внешне можно увидеть склонность человека к девиациям.
  2. Психологический. В зависимости от психологических качеств, направленности, интересов личности, особенностей среды воспитания и жизни человека, он может иметь склонность к правонарушениям.
  3. Социологический. В основе девиаций по вине социума лежит аномия, то есть утрата прежней системы ценностей в обществе, норм и способов регуляции поведения общества. В социальной психологии есть теория стигматизации, которая заключается в том, что человек становится девиантом не из-за самого проступка, а из-за определенного отношения социальной группы и ее оценки такого поведения.

Девиации носят и положительный характер, если рассматривать поступки, как отклоняющиеся от среднестатистического поведения определенной общности. Девиантами (отличающимися людьми) становятся выдающиеся спортсмены, музыканты, лидеры-политики. По причине того, что всегда найдутся отклонения от нормы, люди, которые отличаются от большого количества людей, в психологии и психиатрии не ставится цель полностью искоренить девиации. Важно приспособить девиантов к жизни в обществе. Для этого важно использовать два способа воздействия:

  • жесткие контролирующие меры, если девиантное поведения становится делинквентным;
  • вспомогательные меры социальной помощи, если человек не нарушает нормы закона государства, но сам находится в кризисной ситуации: наркомания, алкоголизм, попытки суицида, расстройства психики и другие.

Проявления отклоняющегося поведения могут быть различными. Все зависит от социального и морального развития человека, его индивидуальных особенностей и условий жизни. Отличающиеся поступки могут проявляться через разные формы поведения:

  1. Деструктивно-агрессивное – человек старается революционными настроениями изменить существующую систему.
  2. Деструктивно-компенсаторное – человек в стремлении перестроить систему ценностей группы слишком уступает ее требованиям к поступкам.
  3. Компенсаторно-иллюзорное – проявляется, когда неудовлетворенные потребности человек пытается иллюзорно удовлетворить в опьянении, возбуждении НС искусственными средствами, лекарствами, музыкой, никотином, танцами.

Есть несколько видов отклоняющегося поведения, в зависимости от того, какой вид преобладает, будут различаться проявления этого явления.

Отклоняющееся поведение приводит к значительному ухудшению качества жизни человека, нарушению функционирования когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, снижение самооценки и критичности к своему поведению. В сложных случаях возможна социальная изоляция, когда личность настолько дезадаптирована, что уж не может принимать участие в простых социальных коммуникациях. Выделяют несколько видов отклоняющихся от норм действий и поступков.

  1. Делинквентное поведение – противоправное поведение, антиобщественное. Человек стремится нарушить существующие нормы и правила, законы, его действия представляют опасность для общественного порядка и людей. Такое поступки уголовно наказуемы. Формируется в результате ряда причин: неразвитость высших чувств, неправильно развитые возрастные реакции, сформированное потребительское отношение к другим людям, не развитость самоконтроля, невротические или психические патологии, равнодушие, отсутствие чувства вины, патологическая лживость.
  2. Агрессивное – человек стремится, во что бы то ни стало, подчинить себе окружающих людей, доминировать над окружающими. Негативное проявление агрессии берет свое начало от патологического желания удовлетворять только собственные потребности.
  3. Аутоагрессивное поведение – человек причиняет вред сам себе. Такие люди склонны к физической агрессии, а также словестному самоуничижению, самообвинению. Крайней степенью аутоагрессии является суицидальное поведение, когда человек выполняет рискованные действия, угрожающие жизни. Ярким примером является игра в русскую рулетку или хождение по краю пропасти.
  4. Зависимое – люди с таким поведением склонны зависеть от окружающих во многих вопросах и проблемах. Человек таким образом адаптируется или удовлетворяет свои собственные потребности. Девиацией зависимое поведение является, когда человек злоупотребляет чем-то или кем-то, чрезмерно к чему-то или кому-то привязан. Здесь очень тонкая грань между нормой девиацией и патологией. Эмоциональная привязанность к близким и родственникам – нормальное явление, девиацией оно становится когда клиент сильно зависит от мнения и поведения значимого человека. Наоборот, отсутствие привязанности к другим приводит к таким патологиям, как антисоциальные, аутистические и шизоидные расстройства личности. Зависимость от предметов в психологии носит название аддиктивное поведение.

Разные проявления таких действий людей требуют определенной индивидуальной и групповой работы психолога, психотерапевта. Для этого используются целые комплексы методов предупреждения и коррекции девиаций в разном возрасте.

Чтобы не допустить развития девиаций в определенных социальных группах людей, разработаны системы превенции и интервенции отклоняющегося поведения. Мероприятия по предотвращению таких действий проводятся в разных социальных институтах, воздействующих на людей разной возрастной категории. Психологическую превенцию девиаций по ВОЗ принято разделять на 3 категории:

  1. Первичная – широко проводится среди подростков, основное направление – устранение негативных факторов, которые провоцируют это явление.
  2. Вторичная – выявление «группы риска» людей, теоретически склонных к возникновению девиаций. Они еще не являются девиантами, но по их действиям есть основания утверждать, что они находятся в группе риска.
  3. Третичная – комплекс мероприятий, затрагивающий плоскость психологии и медицины, — лечение расстройств психики и нервной системы, которые могут приводить к одевиантному поведению. В этой категории рассматривается также возможность предотвратить рецидивы девиаций у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психолог, психотерапевт определяет ошибки воспитания в семье, которые приводят к отклоняющимся от нормы в обществе действиям. Выстраивается конструктивный диалог между специалистом, родителями и ребенком с девиациями (если ему нет еще 18 лет). Бывают криминально-аморальные семьи, где очень сложно проводить как профилактику девиаций, так и их коррекцию.

Очень важно оградить ребенка от влияния неформальных групп, особенно в подростковом возрасте. В этот период ни семья, ни школа или какой-либо другой социальный институт не могут оказать наибольшего влияния на подростка, как эти группы. Особую опасность представляют асоциальные и антисоциальные группы.

Интервенционные методы могут состоять из психологического, медицинского и педагогического вмешательства. Запрос о работе с девиантным ребенком должен исходить от взрослых, представляющих его интересы. В работе используются такие методы работы:

  1. Консультирование психолога – в процессе личной консультации у личности с девиантным поведением изменяется специфическое мировоззрение, формируется личностная позиция (это позволяет убрать выраженность зависимости от антисоциальной, криминогенной группы), происходит формирование иерархии ценностей.
  2. Психокоррекционные методы – происходит обучение и выработка навыков, действий, которые помогают человеку адаптироваться к нормам и правилам в обществе.
  3. Психотерапия. Специалист в работе с девиантом помогает ему проработать психопатологические причины девиантного поведения, что позволяет достигать гармонию внутреннего мира человека.

Важно сформировать желание, мотивацию у человека адаптироваться к внешним условиям жизни в обществе, если человек болен, задача специалиста – сформировать мотивацию на выздоровление. В ходе работы происходит изменение личности, коррекция определенных паттернов. Психотерапевтическая работа поддерживает, обучает и восстанавливает гармонизацию личности.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, meduniver.com, www.b17.ru, depressio.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий