Отдел социальный защиты — учреждение направленное на соблюдение прав граждан 2019 год

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7) Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение — это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской

Федерации», 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Социальное обслуживание населения Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиент (потребитель) социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Социальные услуги — действия по оказанию клиенту социальной службы помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются «Социальное обслуживание и права населения» / Н. С. Кошелев. — М.: изд. «Омега-Л» 2010г.- стр. 47:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одинокопроживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети с девиантным поведением;

семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;

молодые, студенческие, семьи;

граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

лица с ограниченными возможностями;

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений «Право социального обеспечения» / М.О. Буянова, С.И. Кобезева, З.А. Кондратьева. — М.: изд. «Кнорус» 2009. — стр. 82.

На сегодняшний день появилось множество слоев населения, которые нуждаются в той или иной социальной защите. Поэтому в сложившейся ситуации основное назначение системы социальной защиты заключается в обеспечении поддержки нуждающимся гражданам или группам людей при помощи эффективных социальных средств.

Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.

В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальная защита включает в себя социальное страхование, обеспечение и помощь, которая согласуется действующим законодательством и политикой государства, которая направлена на обеспечение достойного уровня жизни и развития человека, как личности.

Организация социальной защиты выражается в следующих формах ее реализации: пенсионное обеспечение, социальные льготы и пособия, социальное страхование и обслуживание государства.

Для решения поставленных задач перед учреждениями социальной защиты необходимо:

  • улучшить порядок взаимодействия в сфере социальной политики между региональными органами исполнительной власти, федеральными органами, органами местного управления, различными организациями и предприятиями;
  • повысить ответственность всех органов власти в сфере реализации их деятельности;
  • развить негосударственный сектор в социальной защите;
  • усовершенствовать кадровую политику, повышая социальную защищенность работников учреждений социальной защиты;
  • организовать лицензирование деятельности физических лиц, негосударственных структур, которые оказывают социальные услуги гражданам;
  • обеспечение реализации принятых областных и федеральных программ социальной защиты, а также повышение минимальной заработной платы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Объектами управления в сфере социальной защиты являются организации и учреждения, учебные и трудовые коллективы данной системы, а также отношения между гражданами. Субъектами управления являются органы, которые занимаются непосредственно проблемами социальной помощи гражданам (комитеты, министерства, управления, департаменты, отделы социальной защиты, трудовые коллективы и прочее).

Основная функция учреждений социальной защиты – это совершенствование и развитие деятельности социальных структур, которые регулируются определенными нормами и контролируются социальными институтами для реализации поставленных целей.

Учреждения социальной защиты имеют несколько уровней: федеральный, региональный уровень, благотворительные организации и трудовой коллектив. Основополагающая роль в системе социальной защиты принадлежит профессиональным союзам, администрациям, а также различным формам самоуправления в трудовых коллективах.

Органы социальной защиты на федеральном уровне имеют следующие основные функции:

  • обеспечение пособиями и организация пенсионных выплат;
  • оказание медико-социальной экспертизы;
  • реабилитация людей с инвалидностью;
  • подготовка соответствующих законодательных проектов по социальной защите граждан;
  • подготовка рекомендаций для разработки и совершенствования социальных программ на социальном уровне;
  • решение производственных и экономических задач;
  • эффективное ведение плановой финансово-экономической деятельности;
  • решение социальных проблем на экономическом уровне.
Это интересно:  Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет 2019 год

К учреждениям социальной защиты российских граждан можно отнести следующие структуры и организации:

  • стационарные организации социального обеспечения и обслуживания (интернаты и дома для инвалидов и пожилых людей, интернаты для людей с психоневрологическими расстройствами, дома и интернаты для умственно-отсталых людей, специализированные дома-интернаты для престарелых людей);
  • специализированные центры по социальному обслуживанию и консультированию населения;
  • социальные и реабилитационные центры для несовершеннолетних детей и детей, которые поступили туда их приютов;
  • социальные приюты для подростков и несовершеннолетних детей;
  • реабилитационные учреждения для восстановления подростков и несовершеннолетних детей на физическом и психологическом уровне;
  • реабилитационные центры для людей с ограниченными способностями;
  • реабилитационные центры для детей и взрослых без определенного места проживания;
  • государственные центры социальной помощи женщинам, семьям и несовершеннолетним детям;
  • детская и юношеская спортивно-адаптивная школа для детей с инвалидностью;
  • специальная курсовая база для реабилитации и обучения людей с ограниченными способностями;
  • профессиональные училища и интернаты для людей с разными группами инвалидности;
  • государственные реабилитационные организации и центры по психологической и педагогической помощи населению;
  • специальные центры экстренной психологической помощи в телефонном режиме;
  • государственные центры и негосударственные учреждения помощи несовершеннолетним детям, которые остались без родительского обеспечения;
  • государственные и негосударственные учреждения по оказанию социальной и психологической помощи населению;
  • другие организации и учреждения, которые предоставляют социальные услуги населению Российской Федерации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Коптева Л. И., начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина определена в качестве одной из важнейших обязанностей государства.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В его работе особое внимание уделяется надзору за соблюдением федеральными органами исполнительной власти трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав и свобод граждан, за законностью издаваемых ими и их должностными лицами правовых актов в этой сфере, контролю за организацией работы прокуратур субъектов Российской Федерации на данном направлении надзорной деятельности.

Многие ущемленные в правах граждане ищут защиту своих прав прежде всего на досудебной стадии, в том числе в органах прокуратуры, поскольку судебные процедуры весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется эффективно и в короткие сроки.

Органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2011 г. выявлено свыше 2,8 млн. нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 185 тыс. протестов, должностным лицам внесено более 330 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 255 тыс. виновных лиц; направлено в суды 777 тыс. исков и заявлений, подавляющее большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 163 тыс. лиц, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона 53 тыс. должностных лиц, возбуждено 13,9 тыс. уголовных дел.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения. На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при назначении пособий, предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Прокуроры активно используют имеющиеся полномочия по защите прав указанных лиц в судебном порядке, имея в виду, что они по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, и исходя из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования, применяемой наряду с такими мерами прокурорского воздействия, как протест, представление, предостережение, и позволяющей существенно повысить их результативность, добиться реального восстановления нарушенных прав.

Мерами прокурорского реагирования пресечены многочисленные нарушения действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц при решении вопросов о постановке на жилищный учет участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Постоянный надзор за реализацией органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления положений Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» позволил обеспечить жильем значительное число ветеранов.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Федерации организован мониторинг складывающейся ситуации, в том числе с соблюдением прав на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд, охрану труда, защиту от безработицы. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об их многочисленных нарушениях со стороны как работодателей, так и должностных лиц разного уровня.

Только в первом полугодии 2012 г. выявлено свыше 682 тыс. нарушений трудового законодательства, опротестовано 30,7 тыс. незаконных правовых актов; в целях устранения нарушений закона внесено более 42 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33,8 тыс. человек; по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 25,4 тыс. правонарушителей, в том числе 363 должностных лица дисквалифицированы; объявлено около 6 тыс. предостережений о недопустимости нарушений закона. В интересах работников в суды направлено около 311 тыс. исков и заявлений на сумму более 4,6 млрд. руб. По материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 434 уголовных дела.

Под особым контролем прокуроров в 2011 г., в первом полугодии 2012 г. находилась ситуация с соблюдением избирательных прав граждан.

Это интересно:  Замена паспорта через Госуслуги: пошаговая инструкция 2019 год

Во многом стабильное состояние законности в период федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации было обеспечено надлежащей работой органов прокуратуры, организованной в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации».

Для своевременного выявления, пресечения, предупреждения и устранения нарушений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и во всех прокуратурах субъектов Федерации были созданы рабочие группы, налажен систематический обмен информацией о состоянии законности с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями, организованы дежурства и прием граждан в выходные дни на период избирательных кампаний и непосредственно в дни выборов, обеспечен постоянный мониторинг общественно-политической ситуации. В результате принятых мер удалось своевременно пресечь и устранить нарушения активного избирательного права.

Актуальным и важным остается соблюдение конституционного права граждан собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам жизни страны. Обеспечению законности при проведении публичных мероприятий прокурорами уделяется значительное внимание.

Закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим средством осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов, одной из форм участия граждан в управлении делами государства и местного самоуправления, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализируется практика применения ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, который установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

За истекший с момента введения этой нормы период (с 25.07.2011) органами прокуратуры возбуждено свыше 5 тыс. административных дел указанной категории, по которым почти 3,4 тыс. должностных лиц привлечено мировыми судьями к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 16,5 млн. рублей.

Наибольшее число дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления — 4002; в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в федеральных округах, субъектах Российской Федерации, городах и районах — почти 500, органов власти субъектов Российской Федерации — чуть менее 200.

В большинстве случаев поводом для возбуждения дел об административном правонарушении послужило игнорирование должностными лицами требования Закона о рассмотрении обращений в 30-дневный срок. Такие факты выявлены практически во всех регионах. В некоторых случаях должностными лицами ответы на обращения граждан не давались при отсутствии оснований для оставления обращений без рассмотрения, чем грубо нарушалось конституционное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Нередко должностными лицами не обеспечивается всестороннее рассмотрение доводов граждан, отсутствует контроль за порядком рассмотрения их обращений, что свидетельствует об уклонении отдельных должностных лиц от выполнения возложенных на них полномочий.

Надзор за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Это интересно:  Перелет по России несовершеннолетнего без сопровождения, можно ли 2019 год

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, spravochnick.ru, center-bereg.ru, www.grandars.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий