+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права ребёнка в школе: защита прав, обязанности детей 2019 год

Школьник вовсе не обязан беспрекословно выполнять любые указания учителей – у него есть чётко установленные законодательством права. С помощью родителей он всегда может эффективно их отстоять. Вовсе не обязательно терпеть беспочвенные придирки, занижение оценок в целях «воспитания», или делать внеурочную работу.

После поступления ребёнка в школу, у него возникают с одной стороны права, а с другой обязанности, и если про последние регулярно напоминают, то вот насчёт того, какие у него права, как у самого школьника, так и у родителей не всегда достаточно ясное представление. Хотя и обязанности не мешает лишний раз изучить, чтобы точно знать, что ваш ребёнок должен делать, а что нет.

Права и обязанности ребенка в школе и дома достаточно четко прописаны в нормативных актах. Начать следует с того, что законодательство России гарантирует возможность получить среднее образование бесплатно, хотя при желании у родителей есть возможность устроить чадо в платную школу.

С самого начала первоклассника следует ознакомить со школьным уставом и другими принятыми в образовательном учреждении правилам – их необходимо вывесить на видном месте, чтобы любой мог их изучить.

В этом Уставе следует предусмотреть возможность ускоренного обучения для тех детей, которые могут освоить некоторые предметы быстрее сверстников. Вместе с тем и для отстающих требуется проведение специальных курсов.

У каждого школьника должна быть возможность поучаствовать в управлении школой, и возможность обратиться в комиссию по урегулированию споров при необходимости.

По достижении восьми лет ребёнок получает возможность создать или поучаствовать в каком-либо общественном движении. Исключением будут те, что имеют религиозный либо политический характер, – в них участвовать нельзя.

Есть у школьников и право на проведение собраний и митингов, но лишь в свободное от учёбы время и без нарушения школьных правил.

Всем детям гарантируется право бесплатного использования школьной библиотеки.

Детям, как и остальным гражданам, Конституцией страны и законом «Об образовании» дано право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и выражение мнений, наконец – право отказаться от принудительного труда.

Учащийся с согласия своих представителей (родителей, опекунов) может перевестись в другую школу.

Оценка учебных успехов каждого школьника должна быть объективной и базировать на уровне его знаний без учёта посторонних факторов. Учителя обязаны проявлять непредвзятое и одинаковое ко всем отношение.

В обязанности учащегося школы входит:

  • Соблюдение Устава и правил школы, выполнение требований школьных работников, соответствующих правилам.
  • Добросовестное обучение и посещение уроков.
  • Бережное отношение к школьному имуществу.
  • Уважительное отношение к сотрудникам школы и другим учащимся.
  • Соблюдение техники безопасности и порядка, включая пришкольную территорию.

Права учащегося надёжно защищены законодательством страны, так, в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» указывается, что недопустимо их ущемление в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Если они всё же ущемляются, ребёнок и его родители должны защищать их: если нарушение допускается другими учащимися, обратиться нужно к классному руководителю, или даже напрямую к директору. Также обращение к директору выполняется при нарушениях со стороны учителей. Если внутри школы вопрос разрешить не удаётся либо нарушение было очень серьёзным, отстаивать свои права можно и за её пределами, в государственных органах, как прокуратура или суд.

Они могут быть многообразными, и иногда нелегко определить, что права ребёнка нарушены. Перечислим лишь наиболее частые из них:

  • Если основная учебная программа является обязательной, то дополнительная, то есть, посещение кружков, факультативов, и других занятий после уроков – исключительно добровольна, и учеников нельзя к ней принуждать.
  • Равным образом недопустимо принуждение к участию в различных внеклассных мероприятиях, например, праздничных выступлениях и демонстрациях, трудовой деятельности, не входящей в учебную программу, включая дежурство после уроков, мытьё полов в классе и тому подобное. Привлечение учеников ко всему перечисленному возможно исключительно с их согласия.
  • Недопуск до уроков из-за опоздания или «неправильного» внешнего вида. Учителя не могут решать, допускать ли детей до уроков – если те нарушают школьные правила, применяться в их отношении должны наказания в соответствии с этими правилами, включающие замечания или предупреждения, а то и исключение, но не отстранение от конкретного урока – такого наказания предусмотрено в них быть не может.
  • Не допускается возложение на школьников административных обязанностей, таких как поддержание дисциплины в классе – например, ответственности за дежурных.
  • Запрещено навязывать свои политические или религиозные убеждения. А значит, имеющие отношение к религии предметы могут быть исключительно факультативными, не могут проводиться никакие мероприятия, имеющие религиозный характер. Также запрещена политическая пропаганда и, если учитель занимается ей – это повод для разбирательства.
  • Вразрез с законодательством идёт и такая привычная многим учителям, в первую очередь «старой закалки» мера, как публичное порицание, или так называемая «проработка». В её ходе завуч или учитель может публично осудить поведение учащегося или нескольких перед лицом его одноклассников или всей школы, потребовав при этом выйти вперёд. Вместо подобных мер, явно сопряжённых с психологическим давлением, проблемы в поведении ученика или с его успеваемостью нужно обсуждать с глазу на глаз.
  • Учитель не может позволять себе разговор на повышенных тонах, шантаж, угрозы и тем более физическое насилие – всё это является либо психологическим, либо физическим насилием, и может стать поводом даже для разбирательства в прокуратуре.

Это только часть нарушений прав ребёнка, которые могут происходить в школе, а ведь помимо учителей, он может подвергаться также насилию со стороны других школьников. Вследствие возраста дети могут скрывать от родителей подобные факты, а потому в семье следует всегда «держать руку» на пульсе и защищать своего ребёнка.

Если вы считаете, что права были нарушены, первым делом нужно обратиться непосредственно к педагогу, допустившему нарушение, либо сразу к администрации школы – в зависимости от ситуации и характера нарушения. Они должны дать разъяснения по поводу проблемы. Если же их оказалось недостаточно, стоит оформить письменную жалобу на имя директора, чтобы получить официальный ответ.

Если проблема не решена и делу требуется дать дальнейший ход, то органы, в которые нужно будет для этого обратиться, следует выбрать, смотря по тому, какое нарушение было допущено. Варианты следующие:

  • Местное управление Рособрнадзора.
  • Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Органы опеки и попечительства.
  • Уполномоченный по правам ребёнка в регионе.
  • Прокуратура.
  • Полиция.
  • Суд.

Чтобы грамотно отстаивать права ребёнка в школе, важно хорошо знать их. Законодательством школьники защищены от любого произвола и, если пользоваться им, никто не сможет терроризировать вашего ребёнка при помощи служебного положения или применять к нему свои собственные методы воспитания, выходящие за рамки того, что должен делать учитель.

Права ребенка в школе основываются на Конституции России, законах «Об образовании» и «О защите прав ребенка». В каждом образовательном учреждении действует свой Устав, он описывает, какими правами и обязанностями обладает школьник. Однако Устав не может противоречить нормам законодательства.

Зачастую дети и родители не знают о том, что им полагаются совершенно определенные права и обязанности при обучении в школе. Знание этих положений поможет предотвратить возникновение спорных ситуаций в стенах школы и ущемление интересов ребенка.

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

Это интересно:  Имеют ли право на наследство внебрачные дети 2019 год

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:

  • перевестись в другую школу по уважительной причине, в том числе во время учебного года;
  • находиться в условиях, которые не представляют опасности для его здоровья и жизни;
  • учиться в чистом, хорошо освещенном помещении, во время занятий уровень шума не должен превышать допустимые нормы;
  • заниматься при комфортной температуре воздуха – она не должна отклоняться от положенных стандартов;
  • принимать пищу в течение как минимум 20 минут;
  • при посещении туалета пользоваться предоставленными ему предметами личной гигиены: полотенцем, туалетной бумагой, мылом;
  • получать квалифицированную медицинскую помощь при необходимости;
  • посещать дополнительные занятия, секции, кружки;
  • получать все необходимые знания от преподавателей;
  • знать свои оценки по всем предметам;
  • пользоваться туалетом во время урока, при этом не отпрашиваться, а только предупредив своего преподавателя;
  • на уважение собственной личности, недопустимо унизительное и грубое отношение со стороны учителей;
  • независимое, непредвзятое мнение относительно его знаний предметов и других сфер жизни;
  • школьник может свободно высказывать собственное видение вопроса по школьной программе, излагать свои мысли;
  • посещать общешкольные мероприятия (выставки, концерты, экскурсии, спектакли);
  • полноценно отдыхать между уроками: во время перемены ученик должен восстанавливать силы и свободно передвигаться, поэтому педагог не может продолжать урок после звонка;
  • участвовать в благоустройстве школы по добровольному согласию;
  • на неприкосновенность личных вещей: ни одноклассники, ни педагоги не вправе забирать телефоны, гаджеты или иные предметы, принадлежащие школьнику;
  • пользоваться учебными и другими изданиями, находящимися в школьной библиотеке;
  • обращаться при необходимости за консультацией или помощью школьного психолога;
  • получать знания по школьным предметам по ускоренной программе.

Каждый ученик должен знать, что он обладает определенными правами. В случае нарушения его интересов он вправе обратиться за помощью.

Конечно, кроме прав все школьники обладают и обязанностями:

  • уважительно относиться абсолютно ко всем работникам учебного заведения, здороваться при встрече;
  • соблюдать школьный режим, не опаздывать и не пропускать занятия;
  • учиться добросовестно, выполнять заданные на дом уроки, осваивать школьную программу;
  • предъявлять учителю дневник по требованию;
  • отвечать на уроке, выходить к доске, когда того требует педагог;
  • соблюдать на занятиях тишину, если нужно выйти или желая ответить, поднимать руку;
  • нельзя во время занятий кушать или жевать жвачку, разговаривать по телефону;
  • после отсутствия на занятиях предоставлять справку из медицинского учреждения о причине неявки или записку от родителей (законных представителей);
  • выполнять требования педагогов, директора и других работников школы в рамках Устава учреждения;
  • приходить в школу аккуратным, чистым;
  • соблюдать технику безопасности, не причинять вреда себе и другим;
  • обнаружив подозрительного человека или предмет на территории школы, обязательно сообщить администрации или любому сотруднику школы;
  • при необходимости отсутствия на уроке заранее предоставить подтверждающий документ или записку от родителей.

Категорически запрещено учащимся:

  • прыгать по ступенькам и кататься по перилам;
  • приносить опасные для здоровья предметы (ножи, газовые баллончики и прочее);
  • играть в азартные игры;
  • курить и употреблять алкоголь, наркотики;
  • неуважительно, грубо разговаривать со старшими и своими сверстниками, ругаться матом;
  • портить имущество школы или других людей.

Систематическое нарушение запретов способно повлечь за собой исключение из школы. В этом случае решение остается за администрацией школы.

Отстаивать свои права дети не могут по понятным причинам – они еще слишком малы. Подростки часто замалчивают проблему, не надеясь на помощь старших и тем самым усугубляя ситуацию.

Важно объяснить своему ребенку, что при возникновении неприятных ситуаций и конфликтов он может обратиться за помощью. Расскажите, какие люди внутри школы могут ему помочь, какие государственные учреждения и службы занимаются такими вопросами. Поддерживайте его доверие к себе как к родителю и защитнику его прав.

Главные защитники и ответственные за соблюдение интересов и прав несовершеннолетних люди – это их родители или другие законные представители (усыновители, опекуны и др.).

Если ситуация, ущемляющая права, не угрожает здоровью и жизни ребенка, можно попробовать решить вопрос в стенах школы. Напишите жалобу на имя директора и постарайтесь попасть к нему на прием, чтобы изложить свое видение проблемы. Поговорите с классным руководителем, он может помочь повлиять на стороны конфликта.

общеобразовательной школы № ____

От Ф.И.О. родителя учащегося

___ класса ____(Ф.И.О.ребенка).

Уважаемый Александр Борисович!

4 октября 2013 г. учитель математики (ФИО), во время проведения урока в 8 «Б» классе, в котором учится моя дочь (ФИО), допустил некорректные (грубые) высказывания в адрес моей дочери. Конкретно было сказано (привести слова учителя, в которых содержится оскорбление или подробно описать ситуацию, при которой учитель допустил высказывание).

Я, как отец, считаю, что подобные высказывания нарушают детскую психику и могут негативно отразиться на развитии моей дочери.

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя (ФИО) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива.

В случае повторения случаев оскорбления учеников, а также в случае непринятия Вами надлежащих мер я буду вынужден обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

Если происшествие имело серьезные последствия, например, физические травмы, то первым делом освидетельствуйте в больнице причиненный вред. Психологическое давление, от которого пострадал школьник, подтвердите на приеме у психолога, который проведет специальную экспертизу. Вы можете сначала обсудить вопрос с директором или сразу обратиться в полицию, прокуратуру. Рассмотрев все обстоятельства, правоохранительные органы могут возбудить по изложенным фактам дело.

В случае нарушения интересов вашего ребенка закон находится на вашей стороне, поэтому не бойтесь давления со стороны администрации школы. Собирайте все необходимые доказательства, показания свидетелей, записывайте угрозы на диктофон и прилагайте их к возбужденному делу.

Раньше, в советское время учитель был непрекословным авторитетом. Никто даже пикнуть не смел на уроке. А теперь ученики совсем не боятся ни исключения, ничего, потому что родители сразу в прокуратуру пишут.

Раньше и учителя совсем другие были. Их было за что уважать, они тоже с уважением относились к ученикам. У меня была классная руководительница, которая к нам на «вы» обращалась! Конечно, ее слушались и не пикали, но не потому, что боялись, а потому что уважали!

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам необходимо обращаться к квалифицированным специалистам.

Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.

Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае — учащихся и сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

Это интересно:  Имущество в брачном договоре: раздельный режим имущества в брачном договоре 2019 год

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно. Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека — быть выслушанным (еще лучше — услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.

Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  • появление на занятиях вовремя без опозданий;
  • опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  • сменная обувь;
  • наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  • нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  • нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
  • если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  • запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  • каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  • запрещено применение любых насильственных действий;
  • запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.

Если обучающимся не соблюдаются права и обязанности сторонних людей, к нему будут применяться меры дисциплинарного характера со стороны руководства.

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.

За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.

Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.

Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе
. Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.

Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.

При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.

Как защитить права ребенка в школе?

Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.

Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.

Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.

В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;

3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних). На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);

4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

Это интересно:  Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж при начислении пенсии? 2019 год

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;

6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;

8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;

9.Всестороннее развитие творческих способностей, иметь возможность на равных условиях участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, физкультурных мероприятиях, в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);

14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» — на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

В данном случае необходимо обратиться к директору школу с претензиями к педагогу. Хорошо, если существуют доказательства некорректного поведения учителя (записи речи, фото).

Если дирекция школы не предпринимает никаких действий в отношении учителя (директор школы должен сделать ему предупреждение либо в крайних случаях снять с должности учителя), то родителям необходимо обратиться в Управление образования, а затем – в суд или прокуратуру.

Кроме того, школа не имеет права вовлекать учащихся в религиозные мероприятия (т.к. школа носит светский характер), посещать религиозные объекты по причине того, что в классе могут учиться ребята, принадлежащие к различному вероисповеданию. И непосредственно, родители и сами дети должны решать подобные вопросы.

Другая ситуация – когда оскорбляют и унижают ребенка сверстники, как словесно, так и, портя его вещи, оскорбляя во всевозможных соцсетях и интернете (что выходит за рамки контроля школы), доводя тем самым до нервного срыва или до трагедии (самоубийства). В подобном случае, родителям следует поговорить с классным руководителем, директором, напрямую с родителями учеников. Если эти действия не изменят ситуацию, то идти в полицию.

В Уголовном Кодексе РФ есть статьи 128.1 «Клевета», 110 «Доведение до самоубийства», за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, мы попытались разобраться, какие права есть у детей в школе, в т.ч. несовершеннолетних детей, и как защитить права детей в школе.

Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.

Статья написана по материалам сайтов: mojurist.ru, sempravorf.ru, zakonsovet.com, vrach365.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector