Законодательное регулирование в сфере социальной защиты инвалидов в РФ 2019 год

Согласно статье 7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг и гарантий.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика оказывает влияние на положение социальных групп, в частности инвалидов в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения социальных благ и объем предоставляемых социальных гарантий.

В России государственная социальная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Безусловный приоритет в социальной политике к 1960-м годам приобрела «военная» инвалидность, а к середине 1970-х годов сложилась единая система социальной политики в отношении инвалидов, которая оставалась практически неизменной до недавнего времени. В силу государственных и ведомственных практик социальной поддержки сложилась сложная разветвленная система распределения благ между инвалидами. Кроме того, послевоенная государственная политика, направленная на централизацию помощи инвалидам, сформировала в конечном итоге устойчивый стереотип «общества без инвалидов» с его психологическим барьером между людьми с ивалидностью и другими людьми. Была создана сеть специализированных интернатов, учебных заведений, производств для инвалидов.

До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры этой политики сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.

В основе современной социальной политики в отношении инвалидов лежат следующие принципы:

государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;

общество стремиться сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда);

государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает человек (в сельской или городской местности, столице или провинции);

при реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности лица или групп лиц, имеющих ту или иную группу инвалидности: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов осуществляется в рамках международного, федерального и регионального законодательства.

К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся прав человека в целом (в том числе и инвалидов), относятся Всеобщая декларация прав человека, Декларация социального прогресса и развития и Европейская социальная хартия.

Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.

Европейская социальная хартия содержит положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.

К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся непосредственно прав инвалидов относиться Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г. Официально Конвенция вступила в силу 3 мая 2008г.

Конвенции по правам инвалидов предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Данное обстоятельство накладывает на Россию весьма серьезные обязательства. Россия как ответственный член международного сообщества обязана принимать все возможные меры для ее исполнения.

В рамках реализации международной Конвенции в декабре 2008 года Дмитрием Медведевым был создан Совет по делам инвалидов, основными задачами которого являются: изучение состояния и перспектив развития государственной социальной политики защиты инвалидов; разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов; разъяснение общественности социально-экономической значимости интеграции инвалидов в общество.

Права инвалидов являются объектом пристального внимания многих международных организаций: ООН, МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др. Основное направление, которое прослеживается в их деятельности, – это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.

Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:

1. 122-ФЗ от 2 августа 1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

2. 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.

Это интересно:  Как получить статус многодетной семьи (удостоверение) 2019 год

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

3. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

4. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1997 года 36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо четко различать понятия «социальное обслуживание» и «социальная защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки инвалидов.

Так же Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены новые правила признания лица инвалидом. При этом утратило силу Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Если в соответствии с данным постановлением признание лица инвалидом осуществлялось учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, то в соответствии с постановлением 95 от 20 февраля 2006 года признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а так же бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Изменения так же произошли по порядку переосвидетельствования инвалидов. Так, в соответствии с постановлением 965 от 13 августа 1996 года (п. 29) предусматривалось, что без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет. В постановлении 95 от 20 февраля 2006 года аналогичный пункт отсутствует, т.е. инвалиды-мужчины старше 60 лет и инвалиды-женщины старше 55 лет переосвидетельствование должны проходить в соответствии с общими требованиями. Очевидно, что данное изменение в законодательстве в определенной степени ухудшает положение инвалидов.

Социальные услуги инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

— соблюдения прав гражданина и человека;

— ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

— приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;

— обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;

— предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).

Полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в полустационарных учреждениях (или отделениях учреждений), которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток.

Предоставление социальных услуг на дому является одной из основных форм социального обслуживания и направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде для поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Порядок предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок социального обслуживания на дому предполагает предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам следующих видов социальных услуг:

Основной целью социальной политики относительно инвалидов является создание условий для обеспечения их социальной защиты.

Социальная защита инвалидов осуществляется на трех уровнях:

Социальная защита осуществляется на следующих уровнях:

— государственного сектора (органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации);

— муниципального сектора (учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления);

— негосударственного сектора (учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами).

Можно выделить следующие проблемы инвалидов:

— проблемы, связанные с охраной здоровья и медицинским облуживанием;

— обеспечение доступа к информации и объектам инфраструктуры;

— проблемы в воспитании, обучении и образовании инвалидов;

— проблемы в области трудоустройства и занятости;

Подводя итог первой главе исследования можно сделать следующие выводы. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

В России права людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.

Это интересно:  Изменение и расторжение брачного договора: порядок 2019 год

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Дата размещения статьи: 28.04.2016

12. Доступность объектов физической среды.
Насущным вопросом является недостаточная регламентация права инвалидов на доступность объектов физической среды, в частности на беспрепятственный доступ к жилым помещениям. По нашему мнению, изменения в части возложения контроля за соблюдением такого права на органы государственного жилищного надзора должны быть внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирному дому и жилым помещениям должно быть возложено на управляющую организацию.
Подводя итог, необходимо отметить, что нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов.
Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.

Список использованной литературы

1. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

(Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И., Радькова Е. А., Чернова Г. И.) («Социальное и пенсионное право», 2013, N 1)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. П. ШЕСТАКОВ, А. А. СВИНЦОВ, В. И. РАДУТО, Е. А. РАДЬКОВА, Г. И. ЧЕРНОВА

Шестаков Владимир Петрович, первый заместитель генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства», доктор медицинских наук, профессор. Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства», кандидат медицинских наук. Радуто Владимир Иванович, старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства». Радькова Евгения Анатольевна, старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства», кандидат медицинских наук. Чернова Галина Ивановна, главный научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства», доктор медицинских наук, профессор.

В статье содержится анализ нормативно-правового обеспечения современной системы социальной защиты инвалидов. Авторы определяют основные принципы формирования государственной политики в отношении данной категории граждан.

Ключевые слова: нормативно-правовой анализ, социальная защита, инвалиды, доступная среда, законодательство Российской Федерации.

Contemporary Aspects of Legal Regulation in the Sphere of Social Protection of Invalids in the Russian Federation V. P. Shestakov, A. A. Svintsov, V. I. Raduto, E. A. Rad’kova, G. I. Chernova

The paper analyzes the legal and regulatory framework of a modern system of social protection of the disabled people. The authors define the basic principles of the state policy in relation to this category of citizens.

Key words: legal and regulatory analysis, social protection, disabled people, accessible environment, legislation of the Russian Federation.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации строится в соответствии с основными международными документами в области прав человека и инвалидности, к которым относятся: Международный билль о правах человека , , , Декларация «О правах инвалидов» , Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов , Конвенция «О правах инвалидов» . ——————————— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах: Резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Всеобщая декларация прав человека: Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Декларация «О правах инвалидов»: Резолюция 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. Конвенция «О правах инвалидов»: Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе — Конституции.

Это интересно:  Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон: выплата компенсации 2019 год

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:

  • — в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;
  • — в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • — в развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:

  • 1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  • 2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

  • — обязательное пенсионное страхование работающих граждан;
  • — создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
  • — принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.

Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

  • 1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения — граждан пожилого возраста и инвалидов.
  • 2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:
    • — адресность;
    • — доступность;
    • — добровольность;
    • — гуманность;
    • — приоритетность;
    • — конфиденциальность;
    • — профилактическая направленность.
  • 3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:
    • — семьи;
    • — беременных женщин и матерей;
    • — несовершеннолетних;
    • — военнослужащих;
    • — граждан пожилого возраста;
    • — инвалидов.
  • 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:
    • — пособие по беременности и родам женщине;
    • — единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
    • — пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;
    • — пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;
    • — ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.

  • 5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:
    • — основные принципы осуществления обязательного социального страхования;
    • — виды социальных рисков;
    • — страховые случаи;
    • — виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
    • — права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
  • 6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:
    • — «О занятости населения в Российской Федерации»;
    • — «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    • — «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
    • — «О погребении и похоронном деле».
  • 7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.
  • 8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
    • — Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
    • — Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;
    • — Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;
    • — Миграционная программа и др.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.

  • 1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?
  • 2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.
  • 3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?

Статья написана по материалам сайтов: geolike.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, center-bereg.ru, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий