+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Усыновление российских детей иностранными гражданами: правовое регулирование международной опеки 2019 год

Усыновление – сложная процедура, которая требует учета целого перечня нюансов, от которого зависит дальнейшее комфортное существование ребенка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако, желая найти родителей для малышей, находящихся на его попечении, государство старается не создавать излишних сложностей.

Так, принять малыша в семью могут не только граждане РФ, но и лица с иностранным гражданством.

Международное усыновление отличается от стандартного и имеет ряд нюансов, о которых стоит узнать заранее.

Международное усыновление – форма пристройства, во время реализации которой детей, оставшихся без родителей, передают на попечение гражданам другого государства, способным обеспечить надлежащий уход и уровень жизни.

Выполнение манипуляции приводит к возникновению следующих последствий:

  • у усыновителя и усыновленного появляются права на имущества друг друга;
  • усыновитель должен будет оказывать материальную поддержку ребенку до достижения им 18 лет;
  • приемный родитель получит право принимать участие в воспитании ребенка и получении им образования.

Когда процедура международного усыновления завершена, взаимодействие с ребенком будет регламентироваться действующим законодательством той страны, гражданином которой является родитель.

Сегодня осуществляется строгое правовое регулирование международного усыновления. Государство стремится защитить маленького гражданина.

Усыновление регулируют:

  • Декларация прав ребенка;
  • Женевская конвенция о защите детей;
  • Женевская декларация прав ребенка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Гаагская конвенция о защите детей.

Существуют и нормы РФ, регулирующие процедуру. Претенденту на усыновление рекомендуется ознакомиться с СК РФ, в частности изучить 12 главу.

Кроме того, стоит изучить положения ГПК РФ, Постановления Правительства РФ № 275.

Ознакомившись с действующим законодательством заранее, человек сможет составить представление об основных нюансах процедуры и ускорить ее выполнение.

Чтобы стать родителем приемного ребенка в 2019 году, иностранный гражданин должен соответствовать перечню выдвигаемых требований.

Так, претендовать на усыновление могут:

  • лица, достигшие совершеннолетия;
  • люди, которые успешно прошли медицинское обследование;
  • дееспособные граждане;
  • семейная пара, находящаяся в законном браке;
  • люди, прошедшие специальную подготовку;
  • не имеющие серьезных проблем со здоровьем граждане;
  • лица, не ограниченные в возможности и не лишенные права быть опекунами.

Изучая поступившие заявления, органы опеки стремятся передать российских детишек на воспитание к заявителям, которые состоят в браке и имеют малышей или имели их.

Получить малыша на воспитание в России не смогут лица, состоящие в однополом браке.

Кроме того, государство не доверяет детей лицам, имевшим неснятую судимость или подвергавшимся уголовному преследованию в прошлом.

Органы опеки обращают внимание и на состояние здоровья будущих родителей.

Забрать малыша на воспитание не получится, если человек:

  • имеет болезнь, которая приводит в России к присвоению 1 группы инвалидности;
  • страдает алкоголизмом или наркоманией;
  • болеет туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями с высокой ремиссией;
  • имеет психические расстройства;
  • злокачественные заболевания любой локализации;
  • расстройства психики.

У претендента на усыновление в обязательном порядке должно иметься место жительства и источник стабильного дохода.

Несоответствие хотя бы 1 требованию ведет к тому, что просьба иностранного гражданина об усыновлении будет отклонена.

Если ребенка хочет усыновить житель другой страны, процедура будет сложнее классической.

Человек, решивший пройти через процесс, должен запастись терпением и быть готовым к сбору большого количества бумаг.

Как взять ребенка из роддома на усыновление? Порядок действий тут.

Манипуляции, которые потребуется совершить иностранному гражданину для оформления усыновления российского ребенка, похожи на классическую схему действий, однако существует ряд существенных отличий.

Чтобы принять малыша в семью, человеку придется пройти следующие процедуры:

  1. Обратиться в любой банк данных, где содержится список малышей, нуждающихся в родителях. При себе необходимо иметь пакет документации, который был предварительно переведен на русский и заверен у нотариуса.
  2. Если человека утвердили, он получит право ознакомиться с ведомостями на каждого заинтересовавшего ребенка.
  3. Посетить детдом и познакомиться с понравившимся ребенком. После завершения процедуры гражданин должен в обязательном порядке сообщить о результатах посещения учреждения и принятом решении.
  4. Подготовить пакет документации для усыновления в судебном порядке.
  5. Узнать решение суда. Если суд одобрит просьбу иностранных граждан об усыновлении, документы будут переданы в ЗАГС на регистрацию.

Следует помнить, что государственные органы будут осуществлять контроль за условиями жизни ребенка. Место, где будет проживать малыш, может посетить комиссия.

Практика показывает, что государственные органы проводят 4 проверки в течение первых 3 лет с момента усыновления.

Чтобы органы опеки смогли рассмотреть кандидатуру иностранца в качестве усыновителя, потребуется подготовить пакет документации. Его состав будет сообщен в момент обращения в ООП.

Следует помнить, что потребуется 2 пакета документации. Один потребуется для признания заявителя кандидатом в усыновители, а другой для обращения в суд.

Все бумаги должны быть переведены на русский язык.

Образец заявления об усыновлении ребенка здесь.

Стандартная процедура усыновления в РФ длится 1-3 месяца. Однако если принять малыша в семью хотят иностранные граждане, сроки увеличиваются. Длительность усыновления увеличивается до 18 месяцев.

Процедура усыновления в РФ является бесплатной вне зависимости от гражданства участников. Кроме того, государство выплачивает пособия.

Иностранные государства пособий не выплачивают.

Усыновление ребенка приводит к появлению прав и обязанностей, как у приемных родителей, так и у малыша.

Так, должны соблюдаться следующие правила:

  1. Тайна усыновления охраняется. Чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на выполнение права, родители могут изменить ФИО ребенка, также число его рождения.
  2. Усыновитель и усыновленный приравниваются в своих правах к кровным родственникам, а именно к родителям и детям.
  3. Усыновители несут ответственность за выполнение взятых обязательств в рамках законодательства РФ и той страны, гражданами которой являются.
  4. Приемные родители обязаны опекать ребенка, а также обеспечить ему нормальные условия для жизни и обучения.

Несоблюдение прав и невыполнение обязанностей становятся поводом для привлечения гражданина к ответственности.

За иностранными гражданами, взявшими на воспитание российского ребенка, будет осуществляться контроль. Для этого существуют специальные международные комиссии. Их задача – следить за исполнением прав и обязанностей.

От имени РФ контроль осуществляется консульскими представительствами, в одном из которых усыновленный ребенок должен быть поставлен на учет.

В процессе международного усыновления нередко возникает перечень вопросов. Чтобы ускорить процедуру, лучше заранее изучить ответы на наиболее популярные из них.

Если малыша усыновили, он не теряет гражданство РФ, но и приобретает новое.

Вопрос принадлежности к государству должны решить родители ребенка. Если они захотят, малыш может стать гражданином их страны.

Каковы последствия разглашения тайны усыновления? Информация здесь.

Требуется ли согласие ребенка на усыновление? Подробности в этой статье.

Усыновление может быть отменено, однако действие выполняется строго в судебном порядке. Обычно усыновление отменяют из-за того, что приемные родители не выполняют взятые на себя обязательства.

После того, как действие будет выполнено в судебном порядке, права между субъектами процесса прекращаются.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Cтатья посвящена вопросам правового регулирования усыновления иностранными гражданами российских детей . В настоящее время проблема нарушения прав ребенка при международном усыновлении , к сожалению, является острой и злободневной для Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым создать в России соответствующую нормативную базу, состоящую не только из национального законодательства, детально регламентирующего требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, но и из международных договоров между Россией и другими государствами, граждане которых берут российских детей на усыновление .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Чешев А.В.,

The article is devoted to legal regulation of Russian children adoption by foreign citizens. The author thinks that the problem of infringement of the rights of the child in international adoption is topical for the Russian Federation and proposes the necessity of creating in Russia the corresponding standard base consisting not only of national legislation, in details regulating requirement shown to foreign adoptive parents, but also the international contracts between Russia and other states the citizens of which adopt Russian children.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

Статья посвящена вопросам правового регулирования усыновления иностранными гражданами российских детей. В настоящее время проблема нарушения прав ребенка при международном усыновлении, к сожалению, является острой и злободневной для Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым создать в России соответствующую нормативную базу, состоящую не только из национального законодательства, детально регламентирующего требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, но и из международных договоров между Россией и другими государствами, граждане которых берут российских детей на усыновление.

Ключевые слова:усыновление; иностранные граждане; правовое регулирование; российские дети; международное законодательство.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье [1].

Увеличение масштабов усыновления иностранными гражданами российских детей, вывоз усыновленных детей из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обращаются граждане многих государств с просьбой о передаче им детей на усыновление. А причин для этого достаточно много: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории РФ, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей, и т. д. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые не могут иметь детей и не имеют возможности усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин — более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. На-

пример, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. Кроме того, само число детей, оставшихся без попечения родителей, в странах, которые принято называть развитыми, значительно меньше [2].

Усыновление — это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и других лиц, установленных законом, так и воля государства, выраженная в решении суда. Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. Без прямо выраженной его воли на усыновление соответствующие этому акту отношения возникнуть не могут. На этом основании можно заключить, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, а не просто действия, которыми регулируется усыновление [4].

Это интересно:  Как взять ребенка под опеку из дома малютки? Что нужно? 2019 год

Усыновление детей в Российской Федерации регулируется международными нормативно-правовыми актами и национальным законодательством. Систему нормативно-правовых актов России составляют Семейный кодекс Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. № 223-Ф3, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Международное усыновление — это усыновление, в котором есть иностранный элемент, в данном случае он выражается в том, что усыновленный и усыновитель имеют разное гражданство либо усыновление происходит на территории иностранного государства [7].

Основные принципы межгосударственного усыновления закреплены в международных документах. Прежде всего, в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Среди принципов выделяют, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Это связано с тем, что усыновление ребенка усыновителями страны происхождения позволяет компетентным органам государства в наилучшей степени контролировать соблюдение законных интересов усыновленного, а также ограничивать и пресекать преступные посягательства на интересы ребенка со стороны усыновителей и иных лиц.

Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства.

В-третьих, необходимость того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.

И, наконец, в-четвертых, недопущение того, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами [3].

Правовое регулирование в области усыновления осуществляется также с помощью международной конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», принятой в Гааге 29 мая 1993 г. и подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 года. Однако указанный акт не имеет юридической силы на территории России, поскольку не ратифицирован Российской Федерацией.

Кроме того, представляется целесообразным заключение Российской Федерацией международных договоров с другими государствами, граждане которых усыновляют российских детей. Так, в прошлом году был принят Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. № 258-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».

Семейный кодекс Российской Федерации, восприняв основные принципы международного права в области усыновления, содержит принципиальную норму, ограничивающую усыновление детей иностранными гражданами. В соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ последнее допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории страны, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым международное усыновление признается также и российским законодателем в качестве альтернативного способа ухода за ребенком: приоритетным является его усыновление гражданами РФ [4].

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление иностранными гражданами российских детей производится по праву страны гражданства усыновителей. Тем не менее для обеспечения интересов российских детей необходимо соблюдение требований российского законодательства.

Вместе с тем даже безупречные с точки зрения юридической техники и содержания нормы права на практике, к сожалению, применяются в противоречии с приоритетом устройства российских детей в семьи российских граждан [8].

Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами РФ. Это обусловливает необходимость формирования особого порядка международного усыновления и системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства [4].

Кроме того, сложность правового регулирования данного вида правоотношений заключается в том, что участники семейных отношений, осложненных иностранным элементом, являются гражданами двух, а то и более иностранных государств. На первый план выходит проблема выбора законодательства, подлежащего применению в каждом конкретном случае международного усыновления. Также нельзя не упомянуть о столкновении правовых систем различных государств, дифференциации источников правового регулирования [6].

Усыновление иностранными гражданами ребенка допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с обязательным учетом этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании детей.

Судебный порядок рассмотрения дел об усыновлении регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ и призван обеспечить дополнительные гарантии соблюдения законности, прав и интересов детей при усыновлении. В соответствии с действующим

законодательством при рассмотрении судом дел об усыновлении обязательно участие органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Между тем зачастую у суда нет реальных возможностей убедиться в действительности представленных в судебное заседание документов. Так, сегодня иностранные граждане проходят медицинское освидетельствование в российских клиниках и представляют суду справку требуемой формы о состоянии своего здоровья [8]. И получить нужные документы иностранным усыновителям не составляет особого труда.

Оформление справки сегодня превратилось в доходный бизнес. В Интернете можно найти фирмы, способствующие их быстрому получению. Срок получения такой справки порой зависит только от размера вознаграждения. Во многом этому способствует коммерциализация процесса международного усыновления (в большинстве случаев усыновление осуществляется через аккредитованные организации, которые получают за свою деятельность достаточно высокое вознаграждение) [8].

Хочется также отметить, что до сих пор в российское семейное законодательство не внесены соответствующие изменения, которые бы предусматривали какие-либо поощрения материального характера, льготы российским усыновителям [5].

Представляется, что в национальном российском законодательстве необходимо детально регламентировать требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, а судам не бояться отказывать в удовлетворении заявления об усыновлении при отсутствии сведений о нормах об усыновлении страны гражданина-усыновителя.

3. Косова, О. Н. Особенности международного усыновления / О. Н. Косова // Законность. -2001.- № 1. — С. 26-32.

6. Содылева, О. С. Международное законодательство об усыновлении и правовом положении ребенка на территории Российской Федерации

LEGAL BASES OF RUSSIAN CHILDREN ADOPTION BY FOREIGN CITIZENS

The article is devoted to legal regulation of Russian children adoption by foreign citizens. The author thinks that the problem of infringement of the rights of the child in international adoption is topical for the Russian Federation and proposes the necessity of creating in Russia the corresponding standard base consisting not only of national legislation, in details regulating requirement shown to foreign adoptive parents, but also the international contracts between Russia and other states the citizens of which adopt Russian children.

Key words: adoption; foreign citizens; legal regulation; Russian children; international legislation.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее — Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство-донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. Также государство-донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими — либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имеют место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления. Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств.

Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку. За последнее время 15 детей, усыновленных иностранными гражданами (из них 14 — гражданами США), погибли в результате жестокого обращения с ними приемных родителей.

Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.

Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место. Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.

Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации.

Кроме того, по данным Национального совета США по усыновлению во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря активности будущих родителей, организаций и людей, не имеющих официального разрешения на занятия такого рода деятельностью. В этом случае речь идет о независимом усыновлении.

Значительная часть иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, действует с нарушением правовых норм. Некоторые такие организации (агентства) все чаще пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, и таким образом нарушают права ребенка Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-usynovleniya-detei-grazhdan-rossiiskoi-federatsii-inostrannymi-grazhd#ixzz33MoyRXAC.

Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.

В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.

Таким образом, представляется необходимым устранить имеющиеся проблемы, обеспечить соблюдение и охрану прав детей, путем заключения международных договоров о взаимопомощи по семейным делам, в том числе о международном усыновлении, с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за дальнейшей судьбой этих детей.

Это интересно:  Как переоформить опекунство на другого человека: смена опекуна и основания для проведения процедуры 2019 год

При этом заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, а также Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иностранного усыновления, заключенной в Гааге в 1993 году Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-usynovleniya-detei-grazhdan-rossiiskoi-federatsii-inostrannymi-grazhd#ixzz33Mpt8r5O.

Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких важных условий. Большинство ученых, специалистов в области международного частного права , рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства Косова О. Особенности международного усыновления. // Законность. 2001. № 1.С.92.

Как известно, всякое понятие формируется из определенных признаков. Понятие «условие усыновления» — не исключение. К таким признакам указанного понятия относятся следующие:

  • 1) условия усыновления — это определенные требования, установленные в законе;
  • 2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила поведения, не допускающие отклонения в регулируемом поведении. Императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей;
  • 3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), т.е. они строго персонифицированы.

Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления».

Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г., и ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривают, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при соблюдении определенных условий Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне. Утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г..

Сравнительный анализ законодательства РФ и иностранных государств позволил выделить следующие общие условия усыновления детей иностранными гражданами: согласие родителей усыновляемого ребенка, согласие усыновляемого ребенка, согласие усыновителя и супруга усыновителя, отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить, отсутствие определенных законом болезней у усыновителей, наличие установленной законом разницы в возрасте, наличие специального разрешения на усыновление.

К числу основных условий относится согласие родителей на усыновление. Несомненно, что в результате акта усыновления усыновители приобретают определенные личные и имущественные права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим детям. Здесь можно сказать о родительских правах усыновителей. Право родителей на воспитание детей относится к числу наиболее важных прав, принадлежащих родителям в семье. Родители в первую очередь наделяются правами (обязанностями) по воспитанию своих детей. Это право носит строго личный характер и не может быть никому передано или переуступлено, тем более нельзя отказаться от этого права. Наделение родительскими правами других лиц влечет за собой утрату этих прав родителями и поэтому не может иметь места без их на то согласия.

Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому-либо на усыновление. Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам. По своей сути родительские права — это такие права, которых нельзя лишиться добровольно. Родительские права относятся к числу очень важных прав граждан, и они не только провозглашаются, но и реально гарантируются. Такая общая черта правового регулирования взаимоотношений родителей и детей отражается и на разрешении вопроса о соотношении интересов детей и родителей. Таким образом, согласие родителей не означает сложение ими с себя каких-либо обязательств, а лишь свидетельствует об отсутствии препятствий к усыновлению.

Следующим условием усыновления является согласие ребенка, достигшего определенного законом возраста (в РФ, Республике Казахстан, Украине, 10 лет). Известно, что десятилетний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела. Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатии, привязанности или, напротив, неприязни) к лицу, которое намерено стать его усыновителем. Необходимость получения согласия ребенка, достигшего десяти лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение.

Судья должен получить не просто согласие ребенка, ему следует выяснить отношение ребенка к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства испытывает к ним ребенок. В связи с этим представляет интерес норма Гражданского кодекса Франции: «Могут быть усыновлены только дети, знакомые с усыновителями в течение, по меньшей мере, шести месяцев». Представляется, что такое требование закона оправданно, поскольку исключает возможность усыновления детей случайными людьми, помогает ближе познакомиться усыновителям с усыновляемыми Шерстнева Н. С. Соотношение международно-правовых актов и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента. // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 34.

Следующим существенным условием является согласие усыновителя. Согласие усыновителя — это исходное условие, определяющее формирование юридического состава, необходимого для процедуры усыновления. Соответственно все другие условия зависимы от него, и процесс реализации правоотношения по установлению усыновления обусловлен наличием такого согласия.

К числу основных условий относится также согласие супруга усыновителя. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления [Приложение А].

Также к существенным условиям следует отнести такое как отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить. Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Как в РФ, так и в Республике Казахстан, представляется необходимым расширить перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Таким образом, можно сделать вывод по первой главе: усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами. Правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают правоотношения подобные таким как между родителями и детьми.

Усыновление или удочерение (в дальнейшем изложении применяется термин «усыновление») — это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно-правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления.

Снижение рождаемости в странах Западной Европы и США и ряд других факторов, прежде всего связанных с ухудшением экономического положения в странах Юго-Восточной Азии, привели в конце XX в. и в начале XXI в. к распространению международного усыновления. В последние годы особенно актуальным международное усыновление стало для России, поскольку многих российских детей усыновляют граждане США, Италии, Испании, Германии и других стран. В ряде случаев усыновлялись тяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях, в частности в США, соответствующие условия.

Однако иногда при усыновлении иностранцами российских детей нарушались права ребенка, а также его родственников в России, осуществлялась преступная «торговля детьми», другие злоупотребления. К сожалению, имели место и случаи, когда иностранные граждане, усыновив ребенка, увозили его за границу, а затем отказывались от него и бросали на произвол судьбы.

Все это привело к необходимости внести изменения в законодательство в этой области. В СК РФ были установлены новые правила, Правительством РФ принят ряд постановлений по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ. Правительством утверждены правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированной нашим государством, «государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами» (ст. 21).

Это интересно:  Может ли опекун распоряжаться имуществом опекаемого – прописаться в квартиру или продать ее 2019 год

Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.

В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российское законодательство предусматривает, что усыновление производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК РФ).

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случае, если не представилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью). При этом дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 был определен Постановлением Правительства РФ.

Учреждение, производящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК РФ).

В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданами которого они являются. Если такие документы заявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом. Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения экспертов — специалистов в области иностранного права. При неустановлении, несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновлении нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.

Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России. Согласно этой Конвенции, участником которой является и Россия, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В России установлен следующий порядок передачи детей, являющихся российскими гражданами, на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Такое усыновление допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих в России, либо на усыновление родственникам детей, независимо от их гражданства и местожительства. Усыновление производится судом по месту жительства или нахождения ребенка. Иностранные граждане должны получить предварительное разрешение на усыновление соответствующим органом исполнительной власти (в том числе и заключение компетентного органа своего государства об обоснованности усыновления или о его соответствии интересам усыновляемого ребенка).

Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, и другие сведения.

Согласно российскому законодательству в России допускается усыновление иностранными гражданами, проживающими на ее территории, детей, являющихся иностранными гражданами.

При усыновлении должны соблюдаться все нормы российского законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаются усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, т.е. обеспечивающего интересы усыновляемых детей.

Несоблюдение положений российского законодательства об усыновлении влечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усыновление состоялось, то оно подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в России при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. 4 ст. 165 СК РФ).

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленными иностранцами, за пределами России осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых эти дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством такого государства, согласие ребенка на усыновление.

В России не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей. В качестве такой деятельности не рассматривается деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. Не рассматривается в качестве такой деятельности и деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Все эти органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Если согласно праву государства местожительства ребенка для усыновления требуется согласие ребенка или иного лица, находящегося с ребенком в семейно-правовых отношениях, то в отношении усыновления применяется право государства местожительства ребенка.

Если к усыновлению применяется право иностранного государства или если усыновление было осуществлено на основании решения суда иностранного государства, то такое усыновление имеет в Эстонии такое же значение, какое оно имеет согласно праву, на основании которого усыновление было осуществлено.

Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ. Это связано с изменением порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ усыновление должно производиться судом по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления осуществлено и в консульских учреждениях России.

Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной с некоторыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с законодательством представляемого государства и договором о правовой помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что консулы имеют право производить усыновление, когда усыновитель и усыновляемый являются гражданами государства, назначившего консула. Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания консула, будет определяться исключительно законами этой страны.

Положения об усыновлении содержатся также в двусторонних договорах о правовой помощи. Приведем в качестве примера ст. 30 Договора с Польшей. В ней говорится следующее:

— по вопросам усыновления применяется законодательство страны, гражданином которой является усыновитель на момент подачи заявления. Если усыновитель является гражданином одной страны, а проживает на территории другой страны, то применяется законодательство последней;

— для усыновления применяется также законодательство страны, гражданином которой является усыновляемый, относительно его согласия, согласия его законного представителя, разрешения компетентного государственного органа, а также ограничений усыновления в связи с переменой местожительства усыновляемого в одном государстве на местожительство в другом государстве;

— если ребенок усыновляется супругами, один из которых является гражданином одной страны, а второй — гражданином другой страны, должны быть выполнены требования, предусмотренные законодательством обоих государств. Если, однако, супруги имеют местожительство на территории одного государства, применяется законодательство этого государства;

— по делам об усыновлении, изменении, прекращении и признании усыновления недействительным компетентен орган страны, гражданином которой является усыновляемый на момент подачи заявления. Если усыновляемый является гражданином одной страны, а местожительство имеет на территории другой страны, где имеет местожительство также усыновитель, компетентен и орган этой страны.

Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст. 37) и Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 40), так же как и по российскому законодательству, усыновление или его отмена осуществляются по законодательству страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо, кроме того, получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого является обязательным условием усыновления.

Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран — участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяется законодательство и той и другой страны.

Органом, правомочным производить усыновление и его отмену, является компетентный орган страны гражданства усыновителя. Если супруги-усыновители не имеют общего гражданства, вопросы усыновления рассматриваются в стране, в которой они имеют или имели последнее совместное место жительства или место пребывания.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления устанавливает материально-правовые нормы, предусматривающие гарантию того, что усыновление должно осуществляться в интересах ребенка, предусматривает признание усыновлений в договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с этой Конвенцией.

Статья написана по материалам сайтов: nam-pokursu.ru, cyberleninka.ru, studwood.ru, www.aup.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector