Школа приемных родителей: цели и задачи, программа ШПР 2019 год

Школа приемных родителей существует в нашем Центре с 2011 года. На протяжении 5 лет специалисты накапливали опыт проведения занятий, учитывающих потребности будущих приемных родителей и тех, кто уже принял ребенка в семью. Занятия в Школе проводят: педагог-психолог, педиатр, социальный педагог.
Специалисты учреждения наряду с подготовкой кандидатов в приемные родители осуществляют дальнейшее сопровождение семьи по наиболее востребованным направлениям:
— выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих благоприятной адаптации членов семьи;
— психологическая помощь замещающим родителям по преодолению тревог и страхов относительно проблемных семейных ситуаций и конфликтов;
— оказание социальной, правовой, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающим семьям;
— коррекция поведения ребенка;
— повышение педагогической компетенции приемных родителей.

Школа приемных родителей нужна, чтобы:
• получить достоверную информацию по правовым, психолого-педагогическим, медицинским аспектам семейного устройства детей-сирот.
• узнать «из первых рук» (от профессионалов) информацию об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, о том, как правильно подготовиться к приему в семью ребенка, как взаимно адаптироваться ребенку и семье, как выстроить доверительные и гармоничные взаимоотношения с новым членом вашей семьи;
• разобраться в своих чувствах и желаниях, взвесить готовность стать замещающим родителем;
• отличить мифы и вымыслы о детях-сиротах от реальных вопросов, которые потребуется решать;
• научиться видеть истинную причину некоторых поступков детей и взрослых, связанных с семейным жизнеустройством;
Полученные знания помогают стать компетентным замещающим родителем (опекуном, усыновителем, приемным родителем), воспитать ребенка.

В настоящее время прохождение такой подготовки обязательно для всех будущих замещающих родителей, кроме:
• близких родственников ребенка (бабушки/дедушки, братья/сестры, имеющие общих отца или мать);
• действующих усыновителей или опекунов (если не было отмены усыновления или опеки);
• отчима и мачехи ребенка, подавшего заявление об его усыновлении.
Однако и этим категориям специалисты очень рекомендуют пройти такую Школу — ведь многие «детско-родительские» вопросы, ответы на которые учат находить, универсальны, эти знания будут полезны и помогут любой семье.В подготовке приемных родителей используется преимущественно разные формы работы: групповые и индивидуальные. При групповой форме работы приемные родители способны эффективно учиться друг у друга, за счет опыта других людей расширять свое видение. Групповая работа дает широкие возможности для дискуссий, для работы с чувствами и возможности дальнейшего взаимодействия и поддержки друг друга. При индивидуальной работе приемный родитель может спросить или уточнить тот вопрос, который постеснялся задать в группе.
Подготовка приемных родителей включает в себя:
• выявление и формирование воспитательных компетенций и родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• ознакомление с основами законодательства РФ в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
• формирование знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;
• оказание помощи кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка в семью, в осознании реальных проблем и трудностей и ответственности приемных родителей.
Курс подготовки состоит из 10 базовых занятий. Дополнительно к занятиям в форме индивидуальной работы с психологом проводится психологическая диагностика кандидатов. По окончании обучения проводится итоговая аттестация (собеседование) и выдается Свидетельство о прохождении обучения в соответствии с требованиями действующего законодательства (ст. 127,146 Семейного Кодекса РФ) и итоговое заключение о готовности и способности кандидата к приему детей на воспитание в семью.
Программа «Школы приемных родителей»

Программа «Школы приемных родителей» предусматривает изучение следующих разделов:
1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
3. Этапы развития ребенка.
4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
13. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Список литературы для замещающих родителей

  1. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // СПБ «Консультант плюс»
  2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПБ «Консультант плюс»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»
  4. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации//СПБ «Консультант плюс»
  5. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях//СПБ «Консультант плюс»
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ №МД-774/06 от 07.06.2011 г. «Об усыновлении детей иностранными гражданами»
  7. Письмо Министерства образования РФ от 29.11.01г. № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями»
  8. Постановление Верховного суда №8 от 20.04.06 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» //СПБ «Консультант плюс»
  10. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. N 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»// СПБ «Консультант плюс»
  11. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/postanovleniya/11.04.07///СПБ «Консультант плюс»
  12. Постановление Правительства РФ от 11.10.01г. № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка»// СПБ «Консультант плюс»
  13. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927
    (ред. от 31.03.2011) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», «Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»)// СПБ «Консультант плюс»
  14. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») //СПБ «Консультант плюс»
  15. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1119 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»// СПБ «Консультант плюс»
  16. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1120
    «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю», «Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю»)// СПБ «Консультант плюс»
  17. Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»// СПБ «Консультант плюс»
  18. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СПБ «Консультант плюс»
  19. Приказ МВД РФ от 01.11.2001 N 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости» // СПБ «Консультант плюс»
  20. Приказ Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от 25.12.1995 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» (вместе с «Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации») http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/prikazi2004/234/// СПБ «Консультант плюс»
  21. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»//СПБ «Консультант плюс»
  22. Приказ Минобрнауки РФ от 23.05.2011 N 1681 «Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»// СПБ «Консультант плюс»
  23. Семейный кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»
  24. Трудовой Кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»
  25. Уголовный Кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»
  26. Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»//СПБ «Консультант плюс»
  27. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»// СПБ «Консультант плюс»
  1. Андреева Ю. «Усыновить ребенка. Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение», Вектор, 2008 г.
  2. Андреева Ю. «Хотите усыновить ребенка?», Питер, 2004 г.
  3. Бабурин С.Н., Бородич К.Ю., Глисков А.Г., Забейворота А.И. «Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ: порядок, условия, правовые последствия», М.: МЦФЭР, 2004 г.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», 2003 г.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», 2008 г.
  6. Журнал «Ау! Родители!»
  7. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям». М.: «Дом», 1993 г.
  8. Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», М.: Знание, 2000 г.
  9. Морозов Д.В. «Поколение Китеж. Ваш приемный ребенок», РИПОЛ Классик, 2008 г.
  10. Морозова Е.И. «Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам». М.: Энас, 2002 г.
  11. Ослон В.Н. «Профессиональная замещающая семья», Генезис, 2006 г.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Красницкая Г.С., Кабышев О.А., протоиерей Аркадий Шатов М.: «Вы решили усыновить ребенка» Дрофа, 2001 г.
  13. Сергеева В. «Это мой ребенок». М.: Здоровье и общество, 2004 г.
  14. Фурманов И.А, Аладьин А.А., Фурманова Н.В. «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства». Мн.: «Тесей», 1999 г.
Это интересно:  Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей 2019 год

Список фильмов, рекомендуемых к просмотру замещающим родителям:

  1. «Большие и маленькие», СССР, 1964, режиссер М.Федорова, 92 мин.
  2. «Валера», СССР, 1964, режиссер Б. Рыцарев, 84 мин.
  3. «Игрушка», Франця, 1976, режиссер Френсис Вебер, 90 мин.
  4. «Итальянец», Россия, 2005, режиссер А.Кравчук, 92 мин.
  5. «Мужики» 1981 г., режиссер Искра Бабич, 92 мин.
  6. «Невидимые дети», Франция, Италия, 2005 г., 116 мин.
  7. «Парниковый эффект», Россия, 2005 г., режиссер В. Ахадов, 93 мин.
  8. «Пацаны», Россия, 1977, режиссер Д.Асанова, 97 мин.
  9. «Чуча», Россия, 1997, режиссер, сценарист Г.Бардин, 25 мин.
  10. «Шут», СССР, 1988, режиссер А. Эшпай, 99 мин.

Программа «Школа приемных родителей»

Сегодня наступил еще один этап в достижении Вашей мечты – быть родителями, а, главное, мечты маленького ребенка – быть сыном или дочкой, иметь свой дом и любящих родителей. Путь родителя сложен и многогранен, он требует терпения, ответственности за себя и своих близких, уважения, доверия и любви! Мы рады приветствовать Вас в нашей Школе приемных родителей и постараемся помочь в осуществлении Вашей Мечты!

1. Правило «Я — высказываний»

2. Общение по принципу «Здесь и теперь»

7. Необходимость посещения всех занятий

МОИ ожидания от Школы приемных родителей

На страницах Рабочей тетради Вы встретите оценочную шкалу готовности к принятию ребенка в семью. Отметьте на векторах шкалы свой уровень готовности к принятию ребенка после изучения темы

Я хочу принять ребенка 0_________________________ 100

Я готов(а) принять ребенка 0_________________________ 100

На страницах Рабочей тетради Вы встретите оценочную шкалу готовности к принятию ребенка в семью. Отметьте на векторах шкалы свой уровень готовности к принятию ребенка после изучения темы

Я хочу принять ребенка 0_________________________ 100

Я готов(а) принять ребенка 0_________________________ 100

Это интересно:  Права и обязанности родителей и детей: ответственность, защита прав 2019 год

«Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»

Определение понятий «мотивация», «потребности»

Мотивация (от lat. «movere») – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне и т. п. Приобретенные (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.

Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устраненная (или же удовлетворенная) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей.

Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.

Выделяют следующие виды мотивации:

· внешняя (не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутренняя мотивация (связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности);

· положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной;

· устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.

Мотивационные аспекты приемных родителей

Изучив понятие «мотивация» и выяснив, от чего она может зависеть, перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или не успешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.

Деструктивные аспекты мотивации

Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребенка. Что же к ним относят.

  1. Распадающиеся брачный союз
  2. Жалость.
  3. Если усыновить ребенка хочет только один из супругов.
  4. Попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка.
  5. Из страха одиночества.
  6. Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребенка и родами.
  7. Желание самоутвердится за счет ребенка, совершить «подвиг».
  8. Не часто, но бывают случаи, когда приемная семья создается лишь по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка.
  9. Мотив «обретение смысла жизни».
  10. Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности.
  11. Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды.
  12. К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать.
  13. Еще одним негативным мотивом создания приемной семьи выступает желание «отработать грех за сделанные в молодости аборты».

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребенку, ни родителям не принесет. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

Конструктивные аспекты мотивации

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

  1. Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода.
  2. Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя»
  3. Если человек одинок, но у него высокая самооценка.
  4. Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка
  5. Желание иметь большую и дружную семью.
  6. Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт
  7. Мотив «обретение смысла жизни» принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, но он не может наступить по причине отсутствия детей.
  8. Неоднозначным является мотив «оставить нажитые материальные ценности».
  9. Мотив — желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным.
Это интересно:  Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей 2019 год

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»

Во всех действиях в отношении детей,

независимо от того, предпринимаются

они государственными или частными

учреждениями, занимающимися вопросами

социального обеспечения, судами,

административными или законодательными

органами, первоочередное внимание

уделяется наилучшему обеспечению

Конвенция о правах ребенка, ст.3. п.1.

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки здорового физического и духовного развития человека. Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Возможность возвращения ребенка в родную семью или в семью к родственникам всегда рассматривается как наиболее приемлемое решение. Если это невозможно, ребенку желательно подыскать семью, близкую в этническом и культурном плане. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи была и остается актуальной задачей. Даже очень небольшой период жизни, прожитый ребенком в условиях благополучной семьи, дает ему огромный шанс в дальнейшем стать полноценным членом общества.

Приоритетным направлением деятельности по обеспечению первоочередных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства данной категории детей. В настоящее время в Республике Коми уделяется большое внимание развитию института профессиональных замещающих семей, активно пропагандируются такие семейные формы устройства детей, как опека, усыновление, приемная семья. Граждане откликаются на призыв принять в семью ребенка и приходят с этим решением к специалистам органов опеки. С этого момента и возникают проблемы, которые снижают результативность всего процесса создания и сопровождения приемной семьи. При решении вопроса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи от специалистов органов опеки и попечительства требуется большая осторожность, максимум ответственности, психологическая зоркость, педагогическая мудрость. Всякое проявление спешки, упрощенчества, формализма могут привести к серьезным, а иногда и трагическим последствиям, отразиться на судьбах многих людей.

Практика работы с замещающими семьями показала, что, несмотря на искреннее желание взять ребенка на воспитание, в этих семьях первые два-три года возникает много проблем психологического, медицинского и юридического характера.

Основные причины длительных дезадаптивных состояний замещающих семей:

§ присутствие мифов, касающихся вопросов здоровья детей-сирот, их поведения, интеллектуальных способностей, наследственности и прочих факторов;

§ незрелость мотивов принятия ребенка-сироты в семью;

§ стереотип отношения родителей к процессу воспитания и, как следствие, нежелание перестраиваться на новый уровень восприятия воспитательного процесса;

§ чувство собственной уверенности (или, наоборот, неуверенности) в своих педагогических, родительских возможностях;

§ желание за счет ребенка решить свои материальные, личностные проблемы;

§ необходимость (вынужденность) принятия статуса опекуна;

§ перекладывание функций воспитания на старших детей;

§ ожидание благодарности от ребенка;

§ неумение правильно информировать ребенка о том, что он приемный;

§ неумение правильно объяснить ребенку, почему он не может жить со своими кровными родителями и др.

Таким образом, для снижения риска возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, необходимо не только изучить семейное, психологическое, эмоциональное, социальное положение и состояние здоровья кандидатов в приемные родители, но и обучить, профессионально подготовить их к приему ребенка в свою семью. В процессе работы с гражданами, изъявившими желание принять на воспитание ребенка, возникает важная морально-правовая проблема — довести до каждого кандидата в приемные родители всю степень ответственности и сложность задач, которые ему предстоит решить. От кандидатов в приемные родители требуется такая степень осознания, которая поможет превратить естественную потребность иметь ребенка в чувство привязанности и любви к приемному сыну или дочери.

В связи с этим в помощь специалистам, занимающимся подготовкой приемных родителей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа» разработана программа «Школа приемных родителей». Новизна данной программы заключается в разработке и детализации этапов, применяемых в организации работы специалистов по подготовке кандидатов в приемные родители.

Цель программы: способствовать формированию ответственного отношения у кандидатов в приемные родители к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Задачи программы:

1. Предоставление потенциальным приемным родителям достоверной и качественной информации по вопросам, связанным с приемом ребенка в семью.

2. Повышение уровня социальной, юридической и психолого-педагогической компетенции кандидатов в приемные родители.

3. Установление доверительных отношений будущих приемных родителей со специалистами учреждений социальной защиты населения.

Программа состоит из 2-х блоков:

1. Подготовка кандидатов в приемные родители: психолого-педагогический аспект.

2. Приемная семья: правовой аспект.

Участники программы — граждане, желающие принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

Срок реализации программы:2 месяца

Статья написана по материалам сайтов: zabota149.msp.midural.ru, rengach.com, filling-form.ru, megalektsii.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий