+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Социальная работа с детьми оставшимися без попечения родителей 2019 год

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, возлагается на органы опеки и попечи­тельства, которыми являются органы местного самоуправ­ления. Их деятельность регламентируется следующими документами:

· Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.);

· Конституцией Российской Федерации;

· Гражданским кодексом РФ (ст. 34, 35, 39);

· Семейным кодексом РФ (ст.121 – 125 и др.);

· Жилищным кодексом РСФСР (ст. 53, 60, 62);

· федеральным законом РФ от 04.12.96 «Принципы, содержание и меры государ­ственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет»;

В рамках президентской программы «Дети России» су­ществует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки де­тей, лишившихся попечения родителей, к самостоятель­ной жизни в современной социально-экономической обста­новке. В ней отражены различные формы устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреж­дений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязан­ности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и об­разования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка – это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам).

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК РФ, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усы­новленным должна быть не менее 16 лет, однако по причи­нам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена.

Для усыновления ребенка, достигшего возрас­та 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ 15.09.95 г. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усынов­ления – уголовное преступление. Уголов­ным преступлением также является незаконное усыновле­ние.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В по­следнее время отмечается рост числа усыновлений иност­ранными гражданами.

Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам:

· готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению;

· усыновляется ли он законным пу­тем;

· дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны;

· в случае с международным усыновлением – дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;

· суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей:

· тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;

· следует определенно знать, отве­чает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;

· помочь усыновителям сосредоточиться преимуществен­но на нуждах ребенка, нежели на своих собственных.

Кро­ме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адапта­ционный период, длительность которого зависит от инди­видуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраста, состояния здоровья, характерологических особенностей); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а роди­телей – к особенностям детей. И, нако­нец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребен­ка в случае возможного неудачного усыновления.

Опека (попечительство) – форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Обязанности по опеке (попечи­тельству) исполняются безвозмездно. На содержание ре­бенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ. Опе­кун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоро­вье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать об­щению ребенка с его родными и близкими.

Закон предусмат­ривает защиту детей от возможных злоупотреблений со сто­роны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении иму­ществом подопечного. Государ­ство должно осуществлять постоянный надзор за условия­ми жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и при­емными родителями о передаче ребенка на воспи­тание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установлен­ный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой се­мье должно быть не более 8 детей. Приемные родители вы­полняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми.

Государ­ство и органы местного самоуправления выделяют денеж­ные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обя­заны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять конт­роль за выполнением возложенных на приемных родите­лей обязанностей по содержанию, воспитанию и образова­нию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребен­ка.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

· образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей;

· учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты);

· уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения, проблема формирования личности ребен­ка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Ли­шение материнской заботы ведет к задержке развития ре­бенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитыва­ющиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии.

Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте. Эта изолированность детских домов, усиливает зависи­мость детей от учреждения и не способствует формирова­нию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускни­ки интернатных учреждений не имеют элементарных бы­товых навыков: приготовить пищу, купить что-либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо:

· привести их в соответствие с нормативами для оп­ределенного количества детей;

· создать социальное и эмоцио­нальное окружение, близкое к семейному;

· организовать небольшие группы семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями»;

· проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка;

· предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту;

· не разделять братьев и сестер по разным учреждениям;

· укреплять связи между детьми и их родителями;

· развивать у детей умения бытовых и об­щественных навыков, необходимых в будущей самостоя­тельной жизни.

Не менее важно решать вопросы прожива­ния и трудоустройства будущих выпускников.

Сиротство – это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики[5,15].

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реали­зация этих задач возлагается на органы опеки и попечи­тельства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провес­ти обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства де тей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития[22,220].

Это интересно:  Патронат - это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей 2019 год

Основные субъекты и формы оказания социальной по­мощи.Социальная помощь детям-сиротам и детям, ока­завшимся без попечения родителей, осуществляется раз­ветвленной системой, которая включает в себя несколь­ко уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федераль­ные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-пси­хологической помощи; учреждения, созданные обществен­ными, благотворительными, религиозными и другими орга­низациями как благотворительные центры. Усилия каж­дого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, кото­рая связана с формированием ценностных ориентаций детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случа­ях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социаль­ной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без по­печения родителей[22,221].

Передача детей-сирот, и детей, оказавшихся без по­печения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в кото­рых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; уч­реждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отста­лостью и физическими недостатками, социально-реабили­тационные центры помощи детям, оставшимся без попе­чения родителей, социальные приюты); учреждения здра­воохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребен­ка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возра­ста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом -это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: реше­ние соответствующего государственного органа или орга­на местного самоуправления о направлении в учрежде­ние; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсут­ствии — заключение медицинской экспертизы, удостове­ряющее возраст ребенка; медицинские документы о со­стоянии здоровья; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяю­щих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске роди­телей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих де­тей); справка о наличии и местожительстве братьев, сес­тер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получаю­щего пенсию, копия решения суда о взыскании алимен­тов, ценные бумаги (при получении их на ребенка роди­телями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии) [22,222].

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развитии ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциаль­ной среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом для детей школьного возраста) наносит су­щественный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоро­вье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждени­ях, в своем большинстве отстают от сверстников в психо­физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспи­танников сиротских учреждений могут учиться по про­граммам массовых школ. Отечественная система воспи­тания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учрежде­нии. Эта «прикованность» к одному месту, изолирован­ность детских домов усиливают зависимость детей от уч­реждения и не способствуют формированию навыков са­мостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что-либо, организовать сво­бодное время и т. д. Все это необходимо учитывать в со­циальной работе с детьми, воспитывающимися в сирот­ских учреждениях. При организации новых детских до­мов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание следующим задачам; приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие груп­пы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы са­мостоятельными «семьями», поощрение внимания к пси­хоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограни­чение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным уч­реждениям; укрепление связей между детьми и их роди­телями (в случаях социального сиротства); развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно ре­шать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников[1,171].

Усыновление (удочерение) ребенка это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, не име­ют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т. д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она мо­жет быть сокращена. Для усыновления ребенка, достиг­шего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключе­нием случаев, специально оговоренных законом. Проце­дурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным пре­ступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление[22,225].

Опека (попечительство) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а так­же для защиты их прав и интересов; опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечи­тельство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опеку­ны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, ко­торые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попе­чительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен па­раллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе[8,24]. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться с его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребен­ка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет пра­ва препятствовать общению ребенка с его родными и близ­кими.

Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основа­нии договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, жела­ющими взять детей на воспитание в семью) на срок, уста­новленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные ро­дители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, ко­торые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого при­емного ребенка и предоставляют соответствующие льго­ты, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье не­обходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, вос­питанию и образованию детей[8,26].

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях в настоя­щее время воспитывается от 5 до 10% детей-сирот[22,226].

По первой главе мы можем сделать вывод, что проблема сиротства как в нашей стране, так и в мире по-прежнему является актуальной. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство — явление не новое для России. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. Существуют разветвленная сеть специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Это интересно:  Мособлдума настаивает на регистрации детей в жилье с согласия лишь одного из родителей Семейный консультант 2019 год

— обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи [23, с.32].

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира [1, с.54].

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.

2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.

4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16, с.90].

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS [1, с.55].

Таким образом, среди всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные формы устройства являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [12, с.20].

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе [32, с.41].

Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ) [32]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения [32,ст.6 п.4]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования [32,ст.6,п.3]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [32,ст.6 п.5].

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [32, с.9].

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [32,с.7].

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы [29, с.8]. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм [32, с.80].

1. Государственная политика в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Понятие защиты прав детей и причины оставления детей без родительского попечения

1.2. Основные направления государственной политики в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

1.3. Екатеринбургская концепция семейной политики и защиты прав детей

2. Дети оставшиеся без попечения родителей и роль социальной работы с ними

2.1. Анализ статистических данных по детям, оставшимся без попечения родителей (по России и Екатеринбургу)

2.2. Деятельность организаций Екатеринбурга, направленная на работу с детьми, оставшимися без попечения родителей

3. Методы и формы социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей г. Екатеринбурга

3.1. Основные формы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

3.2. Методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

4. Повышение эффективности социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

4.1. Проблема эффективности социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

4.2. Совершенствование работы социальных служб с детьми, оставшимися без попечения родителей

Это интересно:  Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: социальная защита и права 2019 год

Список использованной литературы

Объект работы: социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. Предмет работы: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в социальных учреждениях Забайкальского края. Цель работы: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.

детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день проблема сиротства — один из актуальнейших социальных вопросов современной действительности России. Это связано с тем, что при процессе развития постиндустриального и одновременно гуманистического общества число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

социальная значимость жилищных отношений требует особого внимания законодателя в вопросах правовой регламентации этих отношений при участии в них детей, утративших родительское попечение Учитывая характерную для всей Российской Федерации ситуацию, связанную с обеспечением жильем нуждающихся в нем граждан и с последующей защитой их жилищных прав, создание четкой системы гарантий жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа продолжает оставаться одной из влияние на экономические показатели, в том числе и на бюджетную обеспеченность регионов РФ, действующие государственные гарантии защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа таких детей, зачастую оказываются гарантиями лишь на бумаге, а права таких граждан грубо нарушаются.

социальная значимость жилищных отношений требует особого внимания законодателя в вопросах правовой регламентации этих отношений при участии в них детей, утративших родительское попечение Учитывая характерную для всей Российской Федерации ситуацию, связанную с обеспечением жильем нуждающихся в нем граждан и с последующей защитой их жилищных прав, создание четкой системы гарантий жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа продолжает оставаться одной из влияние на экономические показатели, в том числе и на бюджетную обеспеченность регионов РФ, действующие государственные гарантии защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа таких детей, зачастую оказываются гарантиями лишь на бумаге, а права таких граждан грубо нарушаются.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

Изучением сиротства, как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как: М.Л.Аракелова, Т.А.Гурко, И.Ф.Дементьева, А.Н.Елизаров, Г. Г.Силласте, Г. И.Осадчая, Е.Г.Смирнова, В.В.Форсова, Д.С.Барашкова, Е.М.Рыбинский, Л.В.Кузнецова, М.И.Несмеянова, С.Ю.Барсукова, С.В.Кочеткова, О.Г.Исупова и других.

Изучением сиротства, как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как: …

Предмет исследования — процесс социальной защиты детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сиротских учреждениях. Гипотеза исследования: социальная защита детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет более эффективна, если: Данная работа состоит из введения, двух глав (каждая глава включает три параграфа), заключения, списка литературы и приложения.

Наиболее уязвимой группой в сложившихся социально-экономических условиях являются дети. Анализ положения детей в Российской Федерации свидетельствует о наличии проблем реального осуществления их прав и законных интересов. Проблемы детства вытекают из несоответствия реальных потребностей ребенка в выживании, развитии и содержании характеру и способам их удовлетворения обществом.

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ литературы; анкетирование, беседа, сравнение, сопоставление, систематизация.

Степень изученности. Изучением проблем детей — сирот занимались такие авторы, как В.Г. Краснова, Е.В. Кулебякин, А.В. Ипатов, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, Э.И. Тюрина, В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина и др.

1.Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. — выпуск XLVI

2.Конституция РФ 1993 г. // Российская газета 1993 —

3.Семейный кодекс РФ. // Российская газета 1996. —

4.Федеральный закон РФ от 12.12.1996 г. № 159-Фз «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // СЗ РФ 1996. — №

5.Указ Губернатора Свердловской области от 5 декабря 2007 года № 1250-УГ «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области»

6.Постановление Правительства Свердловской области от 27.02.2008 года № 141-ПП «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области»

8.Информация отдела опеки и попечительства о развитии отрасли за I полугодие 2008 года с выделением приоритетных направлений, об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // По данным отдела опеки и попечительства за 2008 г. Свердловской области

9.Информационные данные отделов опеки и попечительства Екатеринбурга. // Отдел опеки и попечительства

10.Из опыта работы муниципального учреждения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2000. — № 17 (129) .

11.Бутнев В.В. Механизм судебной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л. Л. Крутикова, В.В. Бутнева. Ярославль, 2000. Вып. 4.

12.Вишнякова А.В. Комментарий к Семейном кодексу. — М.: Контракт, 2004

13.Горобец В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия работы В. Н. Бутылина «Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан»).

М., 2001. — 177 с.) // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 166.

14.Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. — М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2000

15.Жуков В. И. Проблемы социальной сферы // Женщина Плюс… 1997. — № 1, С.9

16.Екатеринбургские дети чаще чем российские становятся беспризорниками из-за смерти родителей. // Вечерний Екатеринбург 2006 —

17.Материалы практики «Об исполнении законодательства о приоритете российских граждан при усыновлении детей». М., 2005

18.Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996

19.Кирсанова Е.П. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России. // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 1. / Сборник статей под ред. проф. П.Я. Циткилова. Новочеркаск; Ростов н/Д: Пегас, 1998.

20.Курноскин Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.02).

21.Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007

22.Лобатюк В.В. Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российского общства. дис. … канд. социол. наук. — СПб., 2007

23.Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России: пути решения проблем. // Вопросы ювенальной юстиции 2007 — № 2. С. 31−36

24.Никитина Т.Н. Отказ от материнства как социальная проблема. — М., 2004

25.Немытина М.В. Ювенальная юстиция в России: возможности становления // Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних / Под ред. М.В. Немытиной. Самара, 2000.

26.Нечаева А.М. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. — М., 2002.

27.Нечаева А.М. Охрана прав детей-сирот в современных условиях. // Права женщин в России: законодательство и практика 2001 № 2 (12)

28.Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. Под ред. М. Доэла и С. Шарддоу. М., 1997

29.Рейн В.А.Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. — Самара., 2003.

30.Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. М., 2002. С. 133−143

31.Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2000. — № 17 (129).

32.Смирнов Э.А. Основы теории социальных организаций. М., 1999.

33.Социология семьи: // Под. ред. проф. А.И.Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.

34.Современные тенденции семейного и общественного воспитания. — Мурманск, 2006

35.Технологии работы по взаимодействию социальной службы и семьи по ранней профилактике семейного неблагополучия на базе социального приюта для детей и подростков: науч.-метод. материалы / [В. П. Баскакова, Р. Ф. Гударенко, О. А. Гулевская и др.]

; Федерал. агентство по здравоохранению и соц. развитию Адм. г. Ставрополя, Упр. труда, соц. защиты и работы с населением в районах города Адм. г. Ставрополя, Муницип. учрежд. «Соц. приют для детей и подростков «Росинка». — Ставрополь, 2007.

36.Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних. // Семейное и жилищное право. 2007. — № 2

37.Шибутани Т. Социальная психология. М., 2005.

Статья написана по материалам сайтов: libraryno.ru, lektsia.com, mirznanii.com, referatbooks.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector