+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальные сироты – это дети безнадзорные, чьи биологические родители живы, но не занимаются воспитанием 2019 год

В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия. Дети-сироты — это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем [3, стр.167]. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. [3, стр.169].

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

  • · дети, родители которых рано умерли (собственно сироты);
  • · дети, родители которых лишены родительских прав («лишенцы»);
  • · дети, родители которых отказались от родительских прав («отказники»);
  • · дети, которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании (интернатские сироты);
  • · дети, у которых полный «комплект» родителей, и ребенок живет с ними, но им — не до ребенка (домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонистических отношениях [5, стр.89].

Во всех этих случаях, кроме первого, речь идет именно о социальном сиротстве. Очень важными понятиями являются попечительство и опека.

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей) [3, стр.170]. Близко к понятию опеки.

Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)» [3, стр.174]. Опека — это также лица и учреждения, на которых возложено это наблюдение. Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети, родители которых:

  • — умерли;
  • — лишены родительских прав;
  • — ограничены в родительских правах;
  • — признаны безвестно отсутствующими;
  • — недееспособны (ограниченно дееспособны);
  • — отбывают наказание в исправительных колониях;
  • — обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • — уклоняются от воспитания детей;
  • — отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется, появляются его новые характеристики. Возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. И как следствие изменяется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, растет беспризорность большого количества детей и подростков. Сиротство — это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности. У ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. В большинстве случаев (85-92 %) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10 %. У ребенка-сироты формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов [8, стр.233].

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия — сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти или лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. По отношению к ним употребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» — это сироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного или пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, и в учреждениях для инвалидов.

Специалисты отмечают в динамике сиротства негативные тенденции, а именно увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое скрытое» социальное сиротство, когда родители вроде бы и живы, но ведут себя так, будто ребенок выброшен из их жизни. К ним относят детей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей, например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи из наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.

Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные или лечебные учреждения.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.

Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно:

Это интересно:  Могут ли приставы описать имущество родителей за долги детей? 2019 год

— В период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);

— В период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);

— В постинтернатный период — на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.

Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

К сожалению, с каждым годом детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране становится не меньше. По данным на 1 января 2007 года выявлено около 51 тысячи детей такой категории. Из выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, около 33 тысяч переданы на опеку, попечительство и патронат, около 18 тысяч детей определены в государственные учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В основном это дети-сироты, подкидыши, отказные и дети, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение «вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память.

Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже — детские дома и школы-интернаты.

Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем». Известный философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, «одухотворение человеком смысла своего бытия.

Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.

С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма» (А.Блок), итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение индивидуальных форм культуры — от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства. Населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» массовой культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания — серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить» Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. (Из Государственного доклада 1994 г. «О положении детей в РФ», М.,1995 г., гл. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Это интересно:  Право ребенка на жилье: право на жилище при разводе родителей 2019 год

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они ,впоследствии, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Дети –сироты

«Социальное сиротство в современной России»

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Поскольку в современной действительности России проблема социального сиротства становится все более острой, данная тема, на наш взгляд, актуальна.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% — наркоманами, 10% — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% — способны к полноценной самостоятельной жизни.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы социального сиротства как актуального явления в социально-политической практике.

Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики. Проблема эффективности социально-политических механизмов регулирования проблем детства решается в плоскости взаимодействия и перекрестных интересов разнообразных сил общества: государственной власти разных уровней, науки, СМИ, общественных организаций, коммерческих структур. Властные структуры выступают координирующим и контролирующим началом в этом процессе через институт социальной политики.

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности и становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей-сирот.

Основной проблемой в указанном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса.

Это интересно:  Можно ли прописать ребенка к бабушке без родителей? 2019 год

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами социального сиротства как актуального явления в современной социально — политической практике, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а также усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.

Особенности социального сиротства в России на современном этапе

Последние годы характеризуются постоянным ростом численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно форме 103-рик (Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2008 г.), количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. составило 2572 чел. (в 2006 г. — 2952, в 2007 г. — 2934).

Однако данный показатель не может в полной мере оценивать деятельность различных органов и организаций, т. к. его нельзя трактовать однозначно. Увеличение/уменьшение данного показателя может свидетельствовать как о хорошей работе специалистов по организации выявления, так и о недостаточной работе в этой сфере. При отсутствии четко разработанных критериев, с целью уменьшения значения данного показателя, факты оставления ребенка без попечения родителей могут не всегда регистрироваться.

Наибольшее количество детей, находящихся под опекой, зарегистрировано в Южном (1,7 тыс.), Восточном (1,4 тыс.), Юго-Восточном, Северо-Восточном и Северном (по 1,3 тыс.) административных округах. Из общего числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 2,8 тыс. детей — круглые сироты в возрасте до 18 лет.

Термин «социальное сиротство», широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.

В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства — социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества.

Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархальных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию женщин, приводит к распространению среди них мужских пороков — алкоголизма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому отторжению от ребенка.

Существует три основных источника социального сиротства.
Первый путь — добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка.

Второй путь — принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав.

Третий путь — утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей, — это так называемые «отказные» дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей.

Проблема социального сиротства сегодня приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.

Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения, социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми — сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

Усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики. Задача общества в этой ситуации — интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами социального сиротства как актуального явления в современной социально — политической практике, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а также усилия профессиональных работников нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.

На современном этапе развития России можно выделить следующие особенности социального сиротства:

1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях;

3) увеличение числа социально неблагополучных семей;

4) отмена или сокращение социальных льгот, присущих прежней системе, рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей;

5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Таким образом, особенности охраны социального сиротства характеризуются тем, что правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ и ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Отсутствие комплексного и своевременного решения проблем социального сиротства тесно связано с общей ситуацией в стране. Анализ сиротства как социально-политической проблемы отражает практическую потребность общества.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, lektsii.org, studbooks.net, fondtartariya.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector