+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей 2019 год

Защита интересов детей-сирот или оставшихся без попечения родителей – долг государства. Оно устанавливает льготы и компенсации, положенные детям, не имеющих никакой поддержки со стороны родителей. Государство оплачивает расходы на проживание, образование и воспитание детей, лишившихся матери и отца.

Чтобы эффективно отстаивать свои законные интересы, получать помощь в полном объеме, нужно знать о такой возможности. Несмотря на то, что Конституция гарантирует получение всех льгот их получателями, на деле все происходит не так, и права сирот часто ущемляются.

К детям, которым требуется поддержка и помощь из-за отсутствия родителей, относятся:

  • дети-сироты, у которых погибли отец и мать, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет, если они проходят профессиональное обучение;
  • социальные сироты, от которых отказались мать и отец, оба родителя лишены дееспособности и прав на ребенка, находятся в тюрьме, на принудительном лечении, длительно отсутствуют.

Присвоить такой статус ребенку способен только суд, а инициаторами выступают:

  • государственные органы опеки;
  • родственники, соседи, близкие люди;
  • воспитатели, учителя;
  • сам несовершеннолетний в возрасте старше 14 лет.

Государственные органы выбывают по месту проживания ребенка и изучают условия его жизни, а также представленные материалы. Если есть основания предполагать, что нарушаются законные права детей, то их изымают и помещают под временную, а затем постоянную опеку государства.

В этом случае государство берет на себя ответственность за полное обеспечение, воспитание и обучение этих детей. Они остаются в таком статусе до 18 лет. На время получения образования в ВУЗе или колледже (позднее — и при устройстве на работу) за ними закрепляются некоторые льготы.

Дети-сироты считаются слабо защищенной категорией населения, им нужна особая поддержка и помощь со стороны муниципальных органов. Защитой и контролем за выполнением требований закона об удовлетворительных условиях проживания, обучения и обеспечения всем необходимым занимаются органы опеки. Они оформляют детей в приемную семью или под опекунство и следят, чтобы их права не нарушались.

  • Усыновление (удочерение). Ребенок приобретает законный статус — он получает все права кровного сына или дочери, но у него отбираются все льготы, положенные сироте. Малышу дается отчество и фамилия вновь обретенных отца или матери.
  • Помещение в приемную семью путем заключения контракта с государством. Ребенок сохраняет все льготы, положенные сиротам, в том числе и на жилище. Тем, кто берет ребенка в приемную семью, полагается заработная плата. Государство выплачивает средства на питание, обеспечение ребенка всем необходимым, у них есть льготы на получение путевок в санатории, детские лагеря и дома отдыха. Обычно в приемную семью отдают кровных братьев и сестер, которых нельзя разлучать.
  • Назначение опекуна. Опека применяется для детей младше 14 лет, с 14 до 18 лет используется институт попечительства. Опеку чаще всего оформляют кровные родственники несовершеннолетнего. Опеку или попечение может оформить и постороннее лицо — как правило, это делается с целью дальнейшего усыновления. За ребенком закрепляются практически все права и обязанности, связанные со всеми сферами жизни, как при усыновлении.
  • Семейный детский дом. Такая форма устройства предполагает, что муж и жена берут под свою ответственность на воспитание 5-10 детишек.
  • Специальные учреждения. В эту категорию входят детский дом, интернат, приют, социально-реабилитационный центр. Дальнейшая судьба детей решается в отдельном порядке.

За защитой интересов детей-сирот следует обращаться в суд через органы опеки или к уполномоченному по правам ребенка по региону проживания (рекомендуем прочитать: материалы деятельности уполномоченного по правам ребенка ). Права сирот, которые защищаются государством:

  • личные права, касающиеся достоинства и свободы выражения собственного мнения относительно своего дальнейшего устройства;
  • на получение воспитания и образования;
  • на врачебную помощь в полном объеме;
  • гарантия трудового устройства;
  • материальное обеспечение;
  • право на жилье;
  • получение льгот, устанавливаемых в регионах.

Для того чтобы воспользоваться всеми льготами и компенсациями, необходимо знать, что положено детям-сиротам, и отстаивать свои права в уполномоченных органах. Если стало известно, что официальные представители пренебрегают обязанностями по обеспечению защиты прав несовершеннолетнего, ребенка изымают и помещают под опеку государства. В период прохождения сиротой службы в армии или отбывания наказания в местах заключения за ним полностью сохраняются все положенные льготы и компенсации.

Если выявлены факты нарушения прав и интересов ребенка, следует обратиться за их восстановлением. При этом сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагается безвозмездная помощь юриста в уголовном и гражданском судопроизводстве

  • уважение своего человеческого достоинства;
  • защита от неправомерного использования официальным представителем своих прав;
  • проживание совместно с опекунами до достижения 16 лет, дети старшего возраста могут жить отдельно по разрешению органов опеки;
  • дети имеют право общаться со своими биологическими отцом, матерью и другими близкими родственниками;
  • ребенок может свободно высказывать собственное мнение относительно дальнейшей жизни, выступать на эту тему в суде;
  • ребенка полностью обеспечивает государство — платит за проживание, образование и все необходимые вещи (например, одежду или учебные принадлежности);
  • получать льготы, пенсии, алименты и другие выплаты, положенные по закону.

Государство или опекуны (попечители) обязаны гарантировать ребенку, потерявшему родителей, получение образования на всех ступенях. Он должен не только закончить школу, но вправе пройти бесплатное профессиональное обучение (среднее специальное или высшее), чтобы приобрести рабочую специальность.

Согласно закону №159-ФЗ, дети-сироты имеют право получать образование в начальной и средней школе, а также в высших учебных заведениях. Дополнительно полагается:

  • бесплатная подготовка к поступлению в ВУЗ или колледж, училище;
  • при существовании квот на бесплатные места в ВУЗе они закрепляются за выпускниками детского дома вне очереди и по минимальному проходному баллу;
  • бесплатное получение второго среднего профессионального образования;
  • при оформлении академического отпуска по медицинским показаниям стипендия сохраняется в полном объеме;
  • если сирота ездит на учебу в другой населенный пункт, то он может раз в год возмещать расходы на транспорт (кроме такси);
  • сироты-выпускники получают разовое пособие, предметы одежды и нужные предметы для учебы либо денежную компенсацию.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, оформляются в высшие образовательные учреждения на бюджетной основе. Им предоставляется бесплатное питание, комната в общежитии, компенсация за проезд в общественном транспорте, пособие на покупку нужных для обучения вещей, одежды и обуви. Во время прохождения производственной практики сироты получают заработную плату в полном объеме.

Когда дети устраиваются на работу, у них также есть следующие льготы:

  • когда ребенок впервые встает на учет как безработный, то в первые полгода он может получать пособие по безработице в размере средней зарплаты по региону;
  • если дети работали в учреждении, которое подверглось процедуре ликвидации, то наниматель обязан оплатить новое профильное обучение с обязательным устройством на новое место работы;
  • работника нельзя сократить по инициативе организации.

Льготы по медицинскому обслуживанию, полагающиеся детям-сиротам:

  • обеспечение бесплатной врачебной помощью (амбулаторное, стационарное лечение и операции);
  • по необходимости возможно бесплатное лечение за границей;
  • профилактические регулярные врачебные осмотры;
  • бесплатное оздоровление в профилакториях, пансионатах и санаториях;
  • путевки в спортивно-оздоровительные лагеря;
  • следование до места получения медицинской помощи, лагеря и обратно осуществляется бесплатно.

Дети-сироты, независимо от формы устройства, вправе получить без очереди собственное жилье после достижения совершеннолетия. Это может быть благоустроенный дом или квартира. Имущество оформляют по социальному найму сроком на 5 лет. Затем договор продлевается, либо жилье переходит в собственность.

Выпустившись из детского дома, дети могут вернуться туда, где проживали до приобретения статуса сироты, независимо от того, была это прописка или право собственности. Государство следит за сохранностью жилья, сделки с ним запрещены. Помещение социального найма может быть в дальнейшем приватизировано сиротой.

Лица, имеющие право на жилье, оставшееся от родителей, сохраняют его до наступления совершеннолетия. Они могут наследовать недвижимость родственников, в том числе нежилую (земельные участки) либо получать их в дар.

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Это интересно:  Семейный кодекс: усыновление, права и обязанности приемных родителей и детей 2019 год

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

В семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК РФ; п. 1 ст.35 ГК РФ).

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК РФ).

Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими 14 лет (п. 2 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 32 ГК РФ), а попечительство – над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 33 ГК РФ).

Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК РФ и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК РФ относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органы опеки и попечительства обязаны выполнять следующие функции:

а) выявлять и учитывать детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избирать формы устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществлять последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью.

Это интересно:  Социальные сироты – это дети безнадзорные, чьи биологические родители живы, но не занимаются воспитанием 2019 год

Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

СК РФ обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей. Принимают меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Эта информация является конфиденциальной.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться следующие обстоятельства:

1) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя); 2) его личные и нравственные качества; 3) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве; 4) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя); 5) если возможно – желание самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК РФ; п.2 ст. 146 ГК РФ).

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане.

Не могут быть опекунами (попечителями): несовершеннолетние лица; недееспособные лица; лица, лишенные родительских прав; лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка (п. 3 ст.146 СК РФ).

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

В ст. 121 СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения. Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.п.

Статьей 123 СК РФ установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения:

– передача на усыновление (ст.124 – 139 СК РФ);

– передача под опеку (попечительство) (ст.145 – 150 СК РФ);

– устройство в приемную семью (ст.151 – 155 СК РФ).

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Правовые последствия усыновления:

1) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

2) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.

Усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом. СК РФ устанавливает судебный порядок усыновления ребенка. Дела об усыновлении рассматриваются в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК РФ, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет (п. 1 ст. 125 СК РФ; ст. 273 ГПК РФ). Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей.

Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Для усыновления детей, которые находятся в приемных семьях, необходимо получить согласие приемных родителей, которые несут ответственность за воспитание ребенка.

При отсутствии согласия указанных лиц на усыновление, суд вправе принять решение об усыновлении ребенка исходя из его интересов.

Если отсутствует согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, то усыновление против его воли недопустимо.

При усыновлении ребенка одним из супругов согласие другого супруга на усыновление является обязательным условием (п.1 ст.133 СК РФ).

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется гл. 5 (ст. 39 – 47) Закона об актах гражданского состояния.

В соответствии с п. 1 ст. 139 СК РФ тайна усыновления охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли усыновителей, могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.155 УК РФ).

Основанием прекращения усыновления согласно ст.140 СК РФ является его отмена в судебном порядке. Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства (ст. 275 ГПК РФ) с обязательным участием органа опеки и попечительства. Основания для отмены усыновления указаны в п.1 ст. 141 СК РФ и п. 2 ст.141 СК РФ.

Правовые последствия отмены усыновления закреплены в ст.143 СК.

При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает направление ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). При устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть устроен на воспитание в приемную семью. Порядок и условия образования приемной семьи закреплены в ст.151–155 СК.

Детский дом семейного типа 24 организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (с десятилетнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 12 человек. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Для детей-сирот могут создаваться негосударственные образовательные учреждения. Содержание и обучение в таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В п. 26 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен принцип, что дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

Это интересно:  Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей: правовое регулирование 2019 год

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства.

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39, п. 2 ст. 21, ст. 27 и 40 ГК РФ.

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее в статье мы уже знакомили читателей с условиями предоставления жилья детям сиротам. В сегодняшнем законодательстве произошли некоторые изменения, которые мы рассмотрим более детально. В первую очередь, напомним, что согласно действующего закона, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях. В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора спецаилизированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности). То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам. По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте. Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем (ст.8 ФЗ-№159): если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Статья написана по материалам сайтов: sempravorf.ru, advokat-malov.ru, studfiles.net, pravovedus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector