+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как отдать ребенка в детский дом или на усыновление: основания и правовые последствия 2019 год

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие. Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи. Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей. Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей. По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Это интересно:  Сколько платят за усыновление ребенка, размер пособия 2019 год

Обратитесь в районный отдел образования или опеку и объясните им ситуацию. Допускается передача в интернат не только детей, оставшихся без родных, но и тех, чьи мать или отец попали в трудную жизненную ситуацию. В этом случае их права на ребенка могут быть сохранены для того, чтобы они могли его впоследствии забрать. Напишите заявление на имя руководства с указанием причин вашего поступка. Письмо пишется от имени родителей или законных представителей.

Кристина, временно ребенок может быть помещен в детский приют до шести месяцев. Я бы не рекомендовала. Если безвыходная ситуация, то необходимо ребенка чаще навещать не только Вам , но родственникам. Обязательно объяснить ребенку причину помещения в приют, детский дом и объяснить как себя вести.

Дети «по заявлению»: как вызволить их из детдомов и домов ребенка

Поделиться: Share on facebookShare on vkShare on twitterShare on livejournalMore Sharing Services

В фонд «Измени одну жизнь» в последнее время часто приходят сигналы о том, что кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению». И волонтеры спрашивают, что в этом случае можно сделать: возможно ли взять ребенка на постоянную опеку или усыновление, или хотя бы временно? Российский адвокат, специалист по семейному и детскому (ювенальному) праву Антон Жаров прокомментировал ситуацию и дал советы всем интересующимся.

По российскому законодательству любой родитель, оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах, имеет право по заявлению поместить ребенка в детский дом на срок до шести месяцев. Предполагается, что за это время родитель решит возникшие проблемы и заберет ребенка обратно в семью. Однако на практике это происходит далеко не всегда. И это уже стало серьезной проблемой: за последние пару лет в российских детских домах появилось довольно много таких «детей-невидимок», которых нет ни в одной статистике или базе данных, однако по факту они находятся в детдомах и их нельзя устроить в семью.

— Можно ли говорить о том, что случаев, когда кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению», в последнее время становится все больше?

— Да, таких случаев стало очевидно больше. Однако, никакой статистики, разумеется, нет. Если по вопросам выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ведется статистика, и даже показатели об этом входят в известный указ президента, согласно которому оценивается работа губернаторов, то для детей, которые оставлены «по заявлению», строчки в отчетах не нашлось, и ни на чьи «успехи» эта цифра не влияет.

Есть малоинформативная цифра, показывающая, сколько детей находится в детских учреждениях, но она не позволит судить о том, сколько из этих детей находятся в учреждении «по заявлению», а сколько — по другим основаниям. Эти цифры у здравоохранения свои, у соцзащиты свои, у образования свои. Нигде и никак не учитывается, сколько детей находится в учреждениях вообще, всего, и сколько из них «по заявлению».

И самое главное, «заявление» заявлению рознь. Есть, например, дети, находящиеся в детских домах-интернатах с глубокой умственной отсталостью, но которых на выходные забирают домой. Или дети, которые живут там месяц через месяц (я и такие примеры знаю), но которые постоянно имеют контакт с семьей. Этих детей забирают домой периодически. Это, конечно, не совсем одно и то же, если маму «уговорили» написать заявление как альтернативу тому, что ребенка отберут, и ребенка своего она не навещает.

Нас, пожалуй, интересуют дети, которые, при отсутствии этого самого «заявления» будут оставшимися без попечения родителей безо всяких сомнений. То есть, если бы эту маму не заставили написать это самое заявление, ребенок мог бы быть передан в семью (по крайней мере, под опеку) вне всякого сомнения.

И таких детей, к сожалению, становится больше. В доме ребенка иногда соотношение чуть не один к десяти: одного, которого можно забрать в семью на десять «по заявлению». Половина детей «по заявлению» — распространенное дело.

— Кому выгодна такая ситуация и почему?

— Такая практика выгодна всем, кроме детей.

Во-первых, в статистике становится меньше детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, когда-то магия «заявления» рассеется: или по окончании срока заявления не смогут найти маму, или она перестанет ребенка посещать, или еще чего, и тогда ребенка быстро оформят для передачи в семью.

Но это будет как минимум через полгода, которые мальчик или девочка могли бы жить в семье, а не отставать в развитии, находясь в доме ребенка. Ну и, малыш трех лет найдет замещающую семью проще и легче, чем четырехлетний.

Во-вторых, дело, конечно, не только в статистике, которая волнует опеку и администрацию региона. Учреждение, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, начинает испытывать (по многим, в том числе и демографическим, причинам) недостаток «контингента». Дети, оставленные по заявлению становятся хорошим способом получить и ребенка, и бюджет на него, учитывая, что ответственность за его судьбу и развитие остается как бы на родителе.

Это, в-третьих, выгодно родителям-неряхам. Сегодняшняя система помощи кризисным семьям, в сущности, предлагает только один повсеместно распространенный универсальный и легко доступный вариант решения кризиса семьи: забрать ребенка в дом ребенка или детдом. Часто это нужно сделать по причине совершенно недопустимых, опасных для здоровья и жизни условий, имеющихся у детей в кровной семье.

Антон Жаров. Фото zharov.info

В этом случае сотрудникам органа опеки нужно оформлять процедуру отобрания ребенка, а затем, под контролем прокуратуры, обращаться в суд с иском о лишении родительских прав. Это сложный и трудный, долгий процесс. Кроме, «нехорошая» цифра в статистику. Гораздо проще «поработать» с матерью ребенка и уговорить ее написать заявление о «временном помещении». Причем у такого родителя создается (в целом, верное, но опасное для ребенка) впечатление, что, чтобы они ни делали, как бы они ребенка не игнорировали — не будет ни лишения родительских прав (и, к слову, алиментов), ни какой бы то ни было другой ответственности.

Ну, и выглядит хорошо: несчастная мамаша вынуждена отдать ребеночка на дом ребенка, потому, что его нечем кормить, например. Всем всех жалко. Кроме малыша, который сдается в «камеру хранения».

— Этих детей не предлагают приемным родителям, об их существовании только случайно узнают волонтеры или если ребенок попал в больницу — медработники. Получается, что такие дети проживают в как «мертвые души», без статуса. Неужели нет такого статуса согласно закону?

— Это родительские дети, находящиеся в доме ребенка ровно на тех же «правах» на которых детей отправляют в санаторий или детский лагерь.

Разумеется, по факту, эти дети — такие же лишенные родительского попечения, как и лежащие в соседней кроватке. Но по документам, мать временно поместила. Поэтому ни о каком устройстве в семью и не идет речи.

— Правда ли то, что сотрудники опеки сами нередко просят кровных родителей написать такие заявления, потому что для статистики это лучше, чем ограничивать родителей в правах или вовсе лишать родительских прав. Дали же указание — уменьшить базу. Вот они и уменьшают, как могут. Но эти случаи не доказаны, возможно, вы слышали что-то об этом или у вас есть доказанные факты? Можете ли вы их прокомментировать?

— Да, в целом, вы правильно понимаете. Вы задаете вопрос адвокату: есть ли у меня «доказанные факты»… Даже, если есть, я не расскажу о них без прямого указания доверителя, в рамках дела которого это происходило. Это вопрос к прокуратуре. Но парадокс в том, что никто в этой схеме не нарушает никаких законов!

— Есть ли статистика, может быть, примерные цифры, сколько детей по подобным «заявлениям» может находиться в детдомах и домах ребенка?

— Разумеется, нет. И не будет никогда. Кому бы эту цифру было бы интересно узнать?

— Мы хотим у вас как у юриста получить подробную программу действий, при каких условиях и как можно «вызволить» детей, которые находятся «по заявлению» в детдомах? И какими законодательными актами руководствоваться, чтобы этих детей вызволить.

— Проблема в том, что у нас нет общественного контроля деятельности домов ребенка, детских домов и, в особенности, социальных и медицинских учреждений психиатрического профиля. Мы не можем никаким правовым способом влиять на судьбу этих детей. Никто, кроме органа опеки (который сам мамашу и уговаривал) и прокурора (который читает закон и не видит нарушений) вмешаться не может.

Ну, ведь правда, есть же ситуации, когда семья находится в таком состоянии, что единственный выход — сдать ребенка на некоторое время в приют. Сгорел дом, родственников рядом нет, сами еще как-то перекантуемся, а куда девать малыша? Можете представить такую ситуацию? Вот, в виде исключения, ребенка в детский дом примут. Временно, разумеется.

— Как отделить такие «настоящие заявления» от ненастоящих?

— Требуется регламентация, при каких обстоятельствах такое помещение возможно, как государство должно реагировать: не только покормить ребенка, но и как-то оказать социальную помощь семье. Вероятно, в значительном числе случаев можно обойтись без помещения ребенка куда бы то ни было, просто организовав патронаж на дому.

Но все это требует как новых технологий (которые никто не разрабатывает в России, кроме самодеятельных и, в хорошем смысле, сумасшедше отважных НКО), так и новых расходов. При том, что вариант решения проблемы через «заявление» уже и отработан, и профинансирован.

Это интересно:  Незаконное усыновление, удочерение - наказание и ответственность 2019 год

В-общем, действия в рамках закона тут могут быть только одни: писать. Писать в опеку («нам стало известно, что мать ребенка не посещает, значит, его надо выявлять, как оставшегося без попечения родителей»), писать в прокуратуру («писали в опеку — бездействует»).

Нет никаких ограничений, сколько раз мать, да и отец, могут оставлять своего ребенка: по году или по шесть месяцев, сколько раз должна навещать, какие документы она должна представить, чтобы ребенка забрать… Всего этого в законе нет. Есть только право — написать заявление и сдать.

А дальше начинается произвол и «творчество»: могут и через три месяца сделать вывод, что мать не посещает, и оформлять опеку. А могут и через год вызвать мамашу, отругать, и получить заявление еще на год.

Достаточно много граждан не могут финансово содержать ребенка, в связи с чем, они передают свои права на него другим лицам. Все это происходит в судебном порядке при установлении усыновления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Самым основным законодательным актом становится Постановление Правительства № 275 от 29 марта 2000 года «Об утверждении правил передачи детей на усыновление и контроль за выполнением обязательств усыновителями».

Именно этот закон позволяет осуществлять контроль за новыми родителями в течение трех лет.

Возможно усыновить ребенка, если у него биологические родители:

  • умерли;
  • без вести пропавшие или признанные судом безвестно отсутствующими;
  • дали добровольное согласие на усыновление;
  • признали себя недееспособными;
  • лишились родительских прав;
  • не проживают совместно с ребенком более полугода.

Не могут усыновить ребенка:

  • несовершеннолетние люди;
  • недееспособные;
  • лишенные родительских прав;
  • не исполнившие обязанности попечителя;
  • бывшие усыновители, которые лишились права в судебном порядке;
  • имеющие тяжелые заболевания, которые не позволяют должным образом ухаживать за несовершеннолетним;
  • не имеющие постоянного места жительства и право собственности;
  • не имеющие постоянного дохода;
  • ранее судимые или имеющие уголовное преследование;
  • не имеющие сертификата о прохождении курсов приемных родителей;
  • лица, состоящие в однополом браке.

В последнем случае это возможно, если брать ребенка в государстве, где был зарегистрирован брак.

Если хотя бы одному пункту будущий усыновитель не подходит, то орган опеки, а затем и суд, вправе отказать ему в процедуре установления.

Порядок усыновления ребенка прописан в Семейном кодексе и в постановлении Правительства. С ним можно ознакомиться заблаговременно, что позволит изначально знать все нюансы оформления.

Порядок усыновления – целый перечень различных действий, которые придется совершить будущему усыновителю.

Процедура усыновления имеет множество нюансов и особенностей при оформлении. Имеет также несколько этапов. Самым первым становится знакомство государственными органами с заявителем. Изначально подается пакет документов, и проверяются условия проживания будущего подопечного.

Для начала нужно познакомиться с представителями органов опеки и попечительства. В каждом регионе страны и даже в каждом городе это отдельная инстанция. Где-то – это орган опеки и попечительства, где-то – отдел специалистов по защите прав ребенка.

Во многих мегаполисах существуют специализированные компании, которые помогают родителям оформить необходимый пакет документов, а также оказывают помощь в поиске необходимого ребенка. Все это упрощает процедуру усыновления для будущих родителей.

Перед оформлением ребенка из дома малютки, нужно изначально ознакомиться с временными показателями. Это не быстрый процесс, и затрачивает не менее полутора месяцев.

Практика показывает, что многие будущие родители на этапе оформления документов отказываются от своей идеи, так как процедура требует много и моральных сил.

Часто в таких организациях не дают сведений о социальном статусе родителей, и вообще о ФИО родственников. Но прежде чем установить опекунство, лучше ознакомиться и запросить информацию о биологических родителях.

Процедура усыновления здесь аналогична. Изначально подается заявление в городские или районные органы опеки и попечительства. Представители консультируют будущих родителей и подсказывают информацию. Усыновитель собирает пакет документов и передает их в государственный орган.

Желательным условием процесса становится прохождение курсов приемных родителей.

В течение двухнедельного периода по месту жительства усыновителя придет представитель органа опеки и попечительства для ознакомления с условиями проживания и составления акта. После этого выдается разрешение на усыновление.

Человек вправе выбирать ребенка, исходя из своих требований. Как только вариант будет подобран, назначается встреча ребенка и усыновителя.

По результатам встречи родители решают вопрос об усыновлении и подают заявление в суд. В течение месяца – двух выноситься решение об усыновлении.

После получения разрешения родители отправляются в дом малютки и забирают малыша. Итоговым действием становится регистрация в ЗАГСе.

Дети, пребывающие в детском доме, имеют разный характер. Их возраст 5–18 лет. И любое действие по опекунству и усыновлению они воспринимают близко к сердцу. Забыть прошлое им невозможно.

Поэтому, нужно понимать, что принять в семью уже сформировавшегося ребенка достаточно сложно и сопровождается это немалым количеством проблем.

Процедура установления усыновления аналогична предыдущему варианту.

Поэтому, для начала нужно прийти в органы опеки, оформить документы, получить разрешение. Затем выбрать ребенка, с ним познакомиться и обратиться в суд.

Отчим также вправе усыновить ребенка от первого или второго брака жены. Обязательное условие – отчим должен состоять в браке с женой.

Помимо этого, прежде чем обратиться в органы опеки и попечительства и в суд, нужно получить согласие биологического отца ребенка.

Требуется согласие только в том случае, если отец выполняет свои обязательства по воспитанию малыша, видится с ним и оплачивает алименты. Если же он нарушает такие порядки, то согласие его не нужно. Оформление аналогично предыдущему варианту.

Образец согласия биологического отца на усыновление ребенка здесь.

Удочерение или усыновление в 2019 году возможно и одиноким родителем.

Статья 127 Семейного кодекса не оговаривает ограничений по установлению усыновления одним родителем.

Сделать это сложно, но возможно. Но стоит помнить, что женщина не сможет в полной мере обеспечить ребенка и дать всестороннее воспитание.

Для оформления потребуется все тот же порядок действий и документация. Но сложность оформления состоит в более внимательном подходе органов опеки и попечительства. Они проверяют досконально место жительства, беседуют с усыновителем чтобы понять мотивацию.

Плюсом к кандидату становится наличие родственников, чтобы при форс–мажорных обстоятельствах они могли посидеть с малышом и обеспечить его. Для таких усыновителей необходимо пройти курс воспитания.

Усыновление ребенка иностранными гражданами происходит по законодательству их страны, но с применением норм, которые действуют на территории Российской Федерации. А именно в пункте 3 статьи 124 СК РФ.

Необходимо изначально учитывать все права и интересы ребенка, в том числе национальность и вероисповедание.

Судебная инстанция должна получить свидетельство возможности предоставления полного психологического и морального воспитания.

В соответствии с законодательством, здоровье усыновленного ребенка не является фактором для отказа. При этом брат и сестра вправе быть усыновлены в одну семью.

В соответствии с Законом Яковлева, на усыновление не вправе рассчитывать жители Америки.

Порядок установления процесса происходит аналогичным образом. Но вердикт оглашает Верховный суд.

Дополнительным нюансом становится предоставление документа, который подтверждает законодательство страны проживания и акт наличия хороших условий для проживания, заявление о постановке на учет в стране проживания, лицензия на осуществление деятельности органов опеки и попечительства данной страны.

Как осуществляется усыновление детей из роддома? Смотрите тут.

Оформление происходит в несколько этапов.

  1. Усыновитель приходит в орган опеки и попечительства для консультации.
  2. Собирает полный пакет документов и пишет заявление.
  3. Предоставляет это все в орган опеки и попечительства.
  4. Встречается с представителями государственного органа по месту жительства.
  5. Составляется акт соответствия жилплощади установленным нормам.
  6. Выносится решение комиссией о соответствии.
  7. Выдается разрешение.

Усыновитель выбирает необходимого ребенка из базы данных, знакомиться с ним, налаживает контакт.

Затем начинается 2 этап:

  1. Усыновитель собирает необходимый пакет документов.
  2. Составляет исковое заявление и подает его в суд.
  3. В закрытом порядке происходит заседание, после чего выносится решение.

При положительном ответе ребенок забирается в семью, регистрируется факт усыновления в ЗАГСЕ.

Для оформления потребуется стандартный пакет документов:

  • заявление на усыновление;
  • справка 2-НДФЛ, копия трудовой книжки, характеристика;
  • автобиография;
  • справка об отсутствии судимости;
  • право устанавливающие документы на недвижимость;
  • согласие супруга или супруги на совместное проживание с ребенком;
  • справка из медицинского учреждения;
  • акт обследования жилья на соответствие требованиям;
  • паспорт заявителя.

Образец справки о доходах здесь,

образец автобиографии здесь,

образец согласия супруга на усыновление ребенка здесь.

Заявление составляется усыновителем. Формат можно просмотреть в отделении органов опеки и попечительства.

Прописывается наименование органа, дата составления, подпись с расшифровкой, все персональные данные заявителя.

Образец заявления на усыновление ребенка здесь.

Решение суда выносится после ознакомления со всеми документами. Принимается во внимание интересы ребенка, его статус, прошлое его биологических родителей.

Также необходимо согласие или присутствие биологического отца, при оформлении усыновления отчимом. Выносится в закрытом порядке в течение двух месяцев.

Правительство старается стимулировать усыновителей. Государство предоставляет выплаты общие и специальные.

Все правила по установлению выплат регулируются Федеральным законом № 81 «О государственных пособиях, имеющих детей».

Это интересно:  Усыновление ребенка - порядок процедуры и требования к усыновителю 2019 год

Общие получают все родители, в том числе и биологические. Специальные предназначены для усыновителей.

Какие существуют пособия:

  • единовременное пособие 13741,99 рублей;
  • при усыновлении инвалида или ребенка старше 7 лет, одновременно нескольких детей – 105 000 рублей на каждого малыша;
  • пособие по уходу за ребенком до полутора лет – 2578 рублей, на второго 5153;
  • материнский капитал – 429408,53 рублей.

Семейный кодекс оговаривает все условия для отмены усыновления.

В частности, отменить усыновление можно, если родители:

  • уклоняются от исполнения обязательств или злоупотребляют правами;
  • жестоко обращаются с ребенком;
  • злоупотребляют наркотиками или алкоголем.

Правовыми последствиями здесь становится невозможность дальнейшего оформления усыновления. Если один раз лишились прав усыновления, то в последующем такого права не возникнет. Документы, подтверждающие факт, хранятся 75 лет.

Помимо этого, усыновитель лишается денежной компенсации. Ребенок помещается в дом малютки и детский дом, что сказывается на его психике.

Какие льготы при усыновлении ребенка? Информация здесь.

Каким органом производится процедура усыновления ребенка? Подробности в этой статье.

Практика показывает, что усыновителю достаточно сложно соответствовать всем требованиям, предъявляемым законом. В некоторых случаях происходит человеческий фактор.

По сути, ребенок должен дать согласие на усыновление, если достиг 10–летнего возраста.

Если биологический родитель не принимает участия в воспитании, а когда его приглашают в суд, он может потребовать отмены процедуры усыновления. А затем, он не оформит сам усыновление, и ребенок вернется в детский дом.

Также многие усыновители не могут забрать ребенка только потому что у них комната для ребенка является проходной. Но несмотря на это, требования по закону должны выполнять все усыновители.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

Автор — Ольга Митирева, юрист, ведущий сайта бесплатной правовой помощи усыновителям, опекунам и приемным родителям www.adoptlaw.ru, правового портала для специалистов по семейному устройству www.namporadomoi.ru, сайта о нарушении привязанности у детей-сирот www.attach2me.ru.
Источник http://adoptlaw.livejournal.com/18114.html

Правовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) невелико по объему.

Основания прекращения опеки (попечительства) установлены в ст. ст. 29 – 30 Федерального закона РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. ст. 39 – 40 Гражданского кодекса РФ. В контексте возвратов нас интересуют прежде всего основания для освобождения либо отстранения опекуна от исполнения своих обязанностей.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей возможно:

  • по их просьбе (причины такой просьбы закон не уточняет — прим. автора);
  • по инициативе ООП – в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (в том числе временно); либо в случаях усыновления подопечного или возвращения его родителям; либо при помещении подопечного под надзор в образовательные, медицинские, социальные и иные организации, если отмена опеки не противоречит интересам подопечного.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей всегда инициируется ООП и возможно в следующих случаях:

  • ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • нарушения прав и законных интересов подопечного (имеются в виду прежде всего имущественные права и интересы — прим. автора), в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
  • выявления ООП фактов существенного нарушения опекуном установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» — он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.

Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечным. Из нарушений личных прав подопечных – только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП. Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

Основания для отказа от исполнения договора о приемной семье перечислены в ст. 153.2 Семейного кодекса РФ. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин:

  • болезнь,
  • изменение семейного или имущественного положения,
  • отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми,
  • наличие конфликтных отношений между детьми,
  • другие.

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае:

  • возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей,
  • возвращения ребенка или детей родителям либо
  • усыновления ребенка или детей.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка. Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

На мой взгляд, существующее регулирование вполне достаточно.

Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования.

I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально «замораживает» любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так: «Разрешено все, что прямо не запрещено». Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя — качества, характерные для профессиональной среды, существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же:
Нам не решить проблему детских домов без профессионализации семейного устройства.

Под профессионализацией семейного устройства я понимаю по сути создание той самой профессиональной среды, о важности которой писала выше:

  • Подготовку, аттестацию и регулярное повышение квалификации для сотрудников органов опеки и банка данных.
  • Подготовку специалистов по сопровождению и сотрудников ООП, и приемных родителей, знакомых с психологией сиротства, открытых для международного обмена опытом, постоянно обновляющих своих знания.
  • Подготовку и постоянное профессиональное сопровождение приемных родителей, сознательно выбирающих профессию замещающего родителя — т.е. родителя для некровных детей, обладающего педагогическими и психологическими навыками, достаточными для участия в работе по реабилитации и социализации детей-сирот с тяжелым (в т.ч. детдомовским) прошлым, и/или с особенностями здоровья, и/или с перспективной возвращения в кровную семью.
  • Реформирование классических детских домов в центры патронатной подготовки и сопровождения.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, www.9111.ru, nam-pokursu.ru, www.hereandnow.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector