+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Усыновление будут стимулировать дополнительными мерами Семейный консультант 2019 год

Правительство подготовит президенту предложения по расширению списка финансовых преференций для усыновителей

Владимир Путин подписал ряд поручений по итогам пленарного заседания Общественной палаты, которое прошло 23 июня. Одним из пунктов правительству поручено в срок до 1 ноября рассмотреть вопрос о дополнительных выплатах нуждающимся семьям с усыновленными детьми с помощью расширения действующего указа президента «О мерах по реализации демографической политики РФ». Согласно указу, с 2013 года нуждающимся семьям выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере прожиточного минимума в случаях рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих до достижения ребенком возраста 3 лет. Президентом же предлагается распространить эту норму и на семьи, в которых третий ребенок или последующие дети являются усыновленными.

В Министерстве труда и социальной защиты, которое выступает исполнителем указа президента, пояснили, что в 2013 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 65 регионах, в 2014-м — в 66, в 2015 году — в 69. Выплата назначается в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В 2015 году в 53 регионах, где наблюдается естественная и миграционная убыль населения и суммарный коэффициент рождаемости ниже среднероссийского уровня, эта выплата софинансируется из федерального бюджета. В 2013 году на эти цели было выделено почти 3 млрд рублей, в 2014-м — 10,1 млрд рублей, в 2015 году — 12,9 млрд рублей. Текст поправок уже подготовлен ведомством и предполагается, что они вступят в силу с 1 января 2016 года.

— Минтруд подготовил изменения в правила предоставления и распределения федеральных субсидий регионам на софинансирование ежемесячной денежной выплаты на третьих и последующих детей. Они предусматривают установление такой выплаты не только при рождении, но и при усыновлении детей, — пояснили в пресс-службе ведомства.

Было добавлено, что размер ежемесячной выплаты установлен в субъекте РФ с учетом величины регионального прожиточного минимума для детей. В среднем по России ее размер составляет около 8 тыс. рублей в месяц. Анализ влияния выплаты на демографическую ситуацию в Российской Федерации показывает, что данная выплата оказывает позитивное влияние на рождение третьего и последующих детей, — пояснили в пресс-службе ведомства.

В целом по РФ в 2014 году родились 309,2 тыс. третьих и последующих детей, рост по отношению к предыдущему году составил 7,2%. Доля вторых и третьих рождений в 2014 году составила 51% (2010 год — 44%).

Таким образом получается, что выплата пополнит достаточно обширный список финансовых преференций для людей, желающих усыновить ребенка. В зависимости от возраста ребенка усыновители имеют право на несколько видов выплат из федерального бюджета.

Во-вторых, в 2013 году правительством также введена выплата в размере 100 тыс. рублей при усыновлении ребенка-инвалида.

В-третьих, усыновители могут рассчитывать и на материнский капитал, который является камнем преткновения социального и экономического блоков правительства. Первые выступают за продление действия программы, а вторые — против. Согласно федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на получение материнского капитала имеют женщины, усыновившие второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями. Размер материнского капитала, как и любое госпособие, также подвержен индексации. В самом начале программы, в 2007 году, сумма материнского капитала составляла 250 тыс. рублей, а в 2015-м размер выплаты установлен в 453 тыс. рублей.

К дополнительным выплатам для усыновителей можно отнести и пособие по беременности и родам, но здесь есть свои подводные камни. Согласно действующему законодательству, при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев пособие выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней. А в случае одновременного усыновления двух и более детей — 100 дней. Его размер составляет 100% среднего заработка усыновителя. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года составляет 40% среднего заработка за предыдущие 2 года.

— Приоритетом должна быть судьба каждого конкретного ребенка, и это очень правильный шаг. Знаете, если смотреть по выплатам, то в каких-то регионах они единоразовые и сравнительно невелики, а поддержка усыновителей и самих детей должна осуществляться должным образом, чтобы родители и дети смогли достойно существовать. Такое решение является еще одним шагом к расширению условий для усыновителей, — считает исполнительный директор в России SOS Childrens Villages Николай Слабжанин.

Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает, что поддержку семей с усыновленными детьми нужно оказывать адресно.

— Сложно предоставить реальную статистику и аналитику с данными по семьям, которые относятся к категории нуждающихся. Действительно, с одной стороны, у нас есть материальные требования к усыновителям — конечно, они минимальны. Мера достаточно странная, если рассматривать тот случай, когда усыновитель доказал свою способность к содержанию ребенка. С другой стороны, бывают в жизни ситуации различного характера. Я бы подходила к этому избирательно, чтобы не все усыновители получали маленькую и размазанную по всей стране выплату, а поддержка оказывалась адресно и там, где это действительно необходимо, — говорит Альшанская.

Всего, по данным на 2014 год, на семейные формы устройства было передано почти 63 тыс. детей, из которых 6,6 тыс. было усыновлено, а 56,3 тыс. — передано на различные формы опеки и попечительства.

20 февраля 2019 года Владимир Путин обратился к федеральному собранию, в ходе которого президент предложил ряд социальных мер для поддержки семей с детьми и других граждан России.

Создавая семью, граждане сталкиваются с некоторыми проблемами. Касаются они различных сфер жизни. Государством принят ряд нормативных документов, направленных на предоставление поддержки незащищенным членам общества. Специальные программы РФ призваны облегчить жизнь этой категории и создать им достойные условия существования.

В особой защите нуждаются молодые семьи России, ячейки с несколькими детьми или граждане, которые только планируют их завести.

Семьи, которые воспитывают от трех и более детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, считаются многодетными. Меры социальной поддержки многодетных семей описаны в 431-ом Указе, датированном маем 1992 года, и 81-ым законодательным документом,датированным маем 1995 года. Они заключаются в следующем:

  • предоставление скидки на оплату услуг ЖК направленности, платы за квартиру и топливо – не меньше 30% их стоимости;
  • дети до момента достижения ими шести лет имеют право на получение бесплатных медицинских препаратов;
  • наличие привилегий в области финансирования для организации фермерского хозяйства;
  • льготы в уплате специального/регистрационного сбора с ИП;
  • безвозмездное обеспечение детей, обучающихся в учреждениях системы школьного образования, следующим: полноценным приемом пищи, формой не только школьной, но и спортивной;
  • льготный проезд в транспорте внутригородского, внутрирайонного и пригородного направления;
  • отнесение детей к группе первоочередного зачисления в дошкольные детские учреждения;
  • предоставление возможности для культурного развития – однодневное ежемесячное бесплатное посещение парка, выставок, музеев;
  • привилегии для родителей, имеющих более трех несовершеннолетних детей: приоритет при трудоустройстве, гибкий график, дополнительный отпуск.

Социальная поддержка семей с детьми реализуется через специальные государственные проекты:

  1. Предоставление жилья в рамках социального найма. Процедура осуществляется в несколько этапов, порядок которых таков:
    • подтверждение отсутствия собственной жилой площади либо необходимости ее расширения/улучшения;
    • получение статуса многодетной и малоимущей семьи;
    • обращение в территориальную муниципальную организацию для постановки в очередь на квартиру.
  2. Согласно ЗК, семьи, имеющие статус «многодетных», обладают правом на бесплатное получение земельного надела, который находится во владении государства или муниципалитета. При этом торги не проводятся, согласование местоположения участка тоже исключено.
  3. Предоставление адресной помощи проводится по заявлению многодетных родителей. Она может быть следующей:
    • единоразовое финансирование на определенные нужды;
    • снабжение семьи продуктами;
    • материальная выплата, осуществляемая один раз в месяц.

Для получения такого вида помощи необходимо собрать пакет документов и предоставить их в ответственный орган.

81-ый закон о социальной поддержке семей распространяется и на малоимущие семьи. Таковыми признаются семьи, в которых доход на одного члена не достигает минимума, необходимого для жизни, установленного на территории их пребывания. Продление статуса носит периодический характер и производится ежеквартально.

  1. Привилегии в жилищной сфере, касающиеся коммунальных услуг, стоимость которых уменьшается на специальный региональный коэффициент.
  2. В случае подтверждения потребности в жилье или расширении площади, данная категория может претендовать на социальное кредитование или наем квартиры/дома.
  3. Психологическая и юридическая поддержка.
  4. Ряд выплат, в том числе: на обучающихся детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, малолетних членов семьи до двух лет, семьям с одним родителем, единоразовая годовая выплата на экстренное лечение либо похороны.
  5. Зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения на приоритетной основе со снижением размера родительских взносов.

Дети из малоимущих семей пользуются теми же привилегиями, что и члены многодетных семей.

Субсидии на услуги коммунальной направленности являются существенной поддержкой нуждающимся семьям. Данная льгота распространяется на определенную площадь от 12-ти до 18-ти квадратных метров. Превышающие это значение метры оплачиваются в полном объеме. Оформлением субсидии занимаются органы социальной защиты населения, там же она и пересчитывается, что делается раз в шесть месяцев. Порядок применения этой привилегии оговорен в 761-ом Постановлении, датированном декабрем 2005 года.

Одной из социальных гарантий являются алименты. Они представляют собой материальное или натуральное содержание, предназначенное для обеспечения членов семьи достойным проживанием и питанием.

Это интересно:  Отмена усыновления основания порядок правовые последствия 2019 год

Выплаты алиментов предоставляются в добровольном или принудительном порядке. Часто лицам, которым положено финансирование в виде алиментов, приходится обращаться в суд. Особенности и порядок выплат оговорены с 80-ой по 120-ую статью СК.

  1. Детям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста – от одной четвертой до половины заработка.
  2. Несовершеннолетним лицам, родители которых лишены прав на их воспитание. В этом случае содержание предоставляется опекунам.
  3. Детям, которым исполнилось восемнадцать, но их физические возможности ограничены.
  4. Дети тоже обязаны содержать своих родителей-инвалидов или тяжелобольных. Их участие в расходах на медицинские препараты и услуги обязательно. Лишаются такой поддержки только зависимые от алкоголя или наркотиков граждане.
  5. Супруги являются родными людьми, которые обязаны обеспечивать и поддерживать друг друга. Такое право сохраняется за ними в течение некоторого времени после расторжения брака: на период родов и ухода за малышом до трехлетнего возраста; при потере трудоспособности бывшего супруга; в случае присмотра и воспитания ребенка с ограниченными физическими возможностями.
  6. Алименты назначаются на содержание других родственников: братьев и сестер, бабушек и дедушек, внуков, отчимов, мачех и опекунов.

Рождение ребенка влечет за собой неизменные траты на его содержание, которые посильны не каждой семье. Одной из разновидностей социальной поддержки семей с детьми является материнский капитал.

Этот вид финансирования делает материнство еще более счастливым фактором. Его оформление возможно после предоставления в ПФ таких документов:

  • удостоверение личности – паспорта;
  • свидетельства о рождении детей;
  • заявления на получение специального сертификата;
  • решение об усыновлении малышей, если они не кровные родственники матери.

Материнский капитал предназначен для целевого использования. Таковым является:

  1. Улучшение условий проживания в части расширения площади, покупки квартиры или дома.
  2. Обеспечение ребенку обучения в вузах или ДОУ.
  3. Приобретение медицинских препаратов, дорогостоящих услуг, средств адаптации детей с ограниченными физическими возможностями.
  4. Будущее пенсионное обеспечение.
  5. Погашение займов и ипотек.

Период временной потери трудоспособности в связи с каким-либо заболеванием или другой причиной медицинской направленности приводит к тому, что сотрудник предприятия определенный период будет отсутствовать на работе.

Для подтверждения факта нетрудоспособности и предоставления возможности не выполнять свои обязанности на законных основаниях, такому гражданину выдается больничный лист.

Последний триместр беременности и роды полностью меняют жизнь будущей мамы. Это состояние ограничивает ее трудоспособность. Поэтому с 30-ой недели беременности женщина имеет право на оформление оплачиваемого больничного. Он предоставляется на такой срок:

  • 140 дней, если плод один;
  • 194 дня, если плодов несколько.

Это право, как и получение больничного на период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, оговорено в 255-ой и 256-ой статье ТК. Данные виды социальной поддержки молодых мам предполагают наличие финансирования, размер которого рассчитывается в соответствии с установленными законодательными нормами. Основные аспекты этого обеспечения регулируются второй главой 81-ого документа, датированного маем 1995 года.

Существует еще один нюанс, который учитывается при оплате больничного листа – работа по совместительству. При этом не играет никакой роли, внутренним или внешним совместителем является сотрудник, временно потерявший трудоспособность. Порядок оплаты оговорен в 255-ом нормативном документе.

Государственная поддержка распространяется и на такой важный аспект, как жилье. Существуют специальные субсидии, позволяющие:

  • приобрести квартиру;
  • оплатить первоначальный взнос за жилую площадь;
  • взять ипотеку на покупку жилья;
  • начать возведение собственного дома.

Данная помощь может быть предоставлена как молодым семьям, так и многодетным родителям. При этом в первом случае один из супругов должен быть не старше 35-ти лет, наличие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, не играет никакой роли. Во втором случае наиболее распространенный вид субсидии – социальное кредитование, то есть предоставление во временное пользование средств под минимальные проценты.

Размер выплаты зависит от количества членов семьи и составляет от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Многодетные семьи могут рассчитывать на 100% оплату жилого помещения.

Социальная поддержка семей и молодых родителей позволяет им жить полноценно. Государство помогает:

  1. Улучшить бытовые условия.
  2. Обеспечить полноценное питание и достойный внешний вид членов семьи.
  3. Культурно развиваться не только детям, но и их родителям.
  4. Получить квалифицированные услуги в плане оздоровления и медицинского обслуживания.
  5. Улучшить жилищные условия.

Одной из основных задач любой страны является защита прав несовершеннолетних. Каждый ребенок должен иметь возможность жить с родителями, поэтому, в случае потери родительского попечения дети должны быть пристроены в приемные семьи посредством процедуры усыновления или удочерения. Российское законодательство всесторонне стимулирует процесс обретения родителей сиротами и отказниками. Каждый год десятки тысяч детей обретают новый дом и любящую семью.

Вопрос усыновления является довольно непростым и требующим детального рассмотрения ввиду возможности возникновения спорных ситуаций. По причине нарушений прав несовершеннолетних в корыстных целях, законом был введен ряд ограничений на проведение данной процедуры. И теперь потенциальному родителю придется доказать то, что он действительно готов растить ребенка на безвозмездной основе.

Лица, претендующие на роль усыновителей, должны соответствовать целому списку критериев, пройти определенную проверку со стороны органов опеки и попечительства. Следует заметить, что даже после успешного завершения процедуры, представители госслужб продолжают следить за соблюдением прав ребенка и воспитательными методами новоявленных родителей.

Усыновление СК РФ предполагает создание максимально комфортных условий для несовершеннолетнего. Это и возможность развиваться в нормальной семье, и необходимость получать определенные блага, обучение и т. д. При этом учитывается риск при усыновлении детей иностранцами, ведь при переезде малыша в другую страну, органы опеки не могут контролировать соблюдение родительских обязанностей.

ФЗ об усыновлении детей предполагает несколько основных особенностей, которые должны быть соблюдены в процессе создания приемной семьи:

  1. Усыновленными могут быть только несовершеннолетние. При достижении ребенком десятилетнего возраста, процедура не может произойти без его согласия.
  2. Передача грудничка в приемную семью возможна только при соблюдении всех интересов ребенка. Речь идет о создании приемлемых условий для его физического, духовного, психического и нравственного развития. Учитывать также следует территориальные, религиозные, образовательные и национальные факторы.
  3. Защита родственных связей. Удочерение сестер и братьев разными людьми является запрещенным. Они могут быть переданы в приемную семью только вместе. Исключение из данного правила может иметь место лишь в том случае, если того требует сложившаяся ситуация.
  4. Очередность. Ребенок является гражданином РФ, и приоритетная задача государства заключается в его передаче в российскую семью. К следующей очереди усыновителей относятся иностранцы и те лица, которые не имеют принадлежности к какой-либо стране. Удочерение или усыновление ребенка таким человеком возможно лишь в том случае, если отсутствуют потенциальные опекуны среди российских граждан.

Ситуация с иностранными усыновителями является довольно сложной и двоякой. С одной стороны, таким образом можно обеспечить ребенку лучшее будущее в процветающей стране. С другой – необходимо учитывать весьма частые случаи издевательств над российскими детьми в иностранных семьях. Ввиду последнего фактора в ближайшее время вполне возможен полный запрет на подобную процедуру или же ужесточение требований по отношению к усыновителям-иностранцам. Однако жестокое обращение с приемными детьми в российских семьях также имеет место быть. Касательно очередности усыновителей, действующий Семейный Кодекс определяет такую последовательность:

  • к первой очереди относятся лица, состоящие с усыновляемыми в родственных связях;
  • вторая очередь – граждане Российской Федерации;
  • иностранные лица могут претендовать на приемного ребенка в последнюю очередь.

Одним из основных требований к усыновителю является достижение совершеннолетия. Кроме этого, существует ряд нюансов, несоответствие которым лишает человека возможности взять опеку над ребенком:

  1. Дееспособность. Если кандидат в опекуны имеет физические ограничения или признан недееспособным, то в усыновлении будет отказано. Это касается и семейных пар, в которых один из супругов имеет подобные проблемы.
  2. Правовой аспект. Если человек ранее уже был отстранен от опекунства (отмена в судебном порядке) или лишен родительских прав, то ему не следует рассчитывать на второй шанс.
  3. Материальная обеспеченность. Нестабильные заработки, низкий доход – все это может стать существенным препятствием при усыновлении. Очень важно, чтобы потенциальный усыновитель соответствовал минимальным требованиям, имея зарплату, превышающую прожиточный минимум (с учетом разделения его с потенциальным усыновленным/удочеренной).
  4. Наличие условий. Жилье опекуна должно быть приемлемым для проживания ребенка. Органы опеки в первую очередь проверяют квартиру кандидата в усыновители, учитывая ее соответствие санитарным и техническим нормам.
  5. Прописка. Кандидату в опекуны мало иметь постоянную прописку, он должен проживать по месту регистрации.
  6. Медицинские показатели. Наличие тяжелых заболеваний, злоупотребление алкоголем и наркотиками является недопустимым для будущего опекуна.
  7. Судимость. Лицам, в прошлом имевшим проблемы с законом, усыновить ребенка не удастся. Причина заключения в данном случае не имеет значения.
  8. Возрастной критерий. По закону разница в возрасте между усыновляемым и усыновителем должна составлять не менее 16 лет. Исключения возможны в том случае, если опека над ребенком берется мачехой или отчимом.

Чтобы взять ребенка на воспитание, мужчине и женщине необходимо быть официально расписанными. Людям, находящимся в гражданском браке, усыновить малыша не удастся вне зависимости от имеющихся условий. Объясняется это высокой вероятностью разрыва отношений между сожителями, что чревато проблемами для усыновляемого.

Усыновление начинается с подачи ходатайства в районное отделение суда, расположенное по месту нахождения усыновляемого. Относительно нормативов СК РФ, в связи с этим проводится закрытое судебное слушание в порядке особого производства. Заявление содержит в себе такие нюансы:

  1. Адрес суда, в который подается заявление.
  2. ФИО инициатора процедуры.
  3. Инициалы усыновляемого.
  4. Перечисление важных данных и обстоятельств, которые могут повлиять на судебное решение. Здесь указывается семейное положение усыновителя, а также наличие родства (если есть) между сторонами.
  5. Описываются условия, в которых будет проживать ребенок.
  6. Уровень взаимоотношений сторон. Здесь нужно указать, имело ли место общение между ними. Если ребенок достиг 10-ти летнего возраста, то необходимо его согласие на усыновление.
  7. Указывается причина, ввиду которой выбор был остановлен на конкретном ребенке. Будущим родителям необходимо аргументировать свою позицию.
  8. Необходимо подчеркнуть, что условия, запрещающие усыновление, отсутствуют. Если у приемных родителей имеются соображения относительно изменения инициалов ребенка – их желательно тоже указать в заявлении.
Это интересно:  Отмена усыновления (отказ от усыновленного ребенка) 2019 год

К ходатайству следует приложить такой пакет документов:

  1. Свидетельство о браке, если усыновление осуществляется парой.
  2. Справка об отсутствии судимостей.
  3. Справка о месте прописки и составе семьи.
  4. Результаты прохождения медосмотра.
  5. Справка с места работы с указанием среднемесячного дохода.

После подачи документов в суд, истец получает уведомление о дате будущего слушания. Оно проводится с участием следующих сторон:

  • потенциальных усыновителей;
  • представителей органов опеки;
  • прокурора.

Задачей органов опеки в подобных разбирательствах является определение соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к усыновителю. Очень важным моментом выступает наличие личного общения между будущим родителем и ребенком, что позволит суду сделать вывод в пользу усыновления. В задачи прокурора входит соблюдение законности процедуры.

Суд обязан вынести вердикт в ходе слушания, после чего истцу необходимо ждать в течение трех дней предоставления выписки в ЗАГС по месту регистрации усыновляемого. Далее начинается процесс переезда ребенка к новым родителям.

Закон об усыновлении детей в России не предусматривает возможности посредничества в подобных процедурах. Это касается как юридических, так и физических лиц. Речь идет об организации мероприятий по передаче усыновляемых или предоставления каких-либо услуг, связанных с процессом усыновления. По закону к разряду посредников не относятся:

  • органы опеки и попечительства, в чьи задачи на официальном уровне входит защита интересов несовершеннолетних;
  • юридические лица и структуры, деятельность которых осуществляется на основании соответствующих договоренностей и соглашений с Россией;
  • уполномоченные представители федеральной власти, которые осуществляют исполнительные функции.

Закон разрешает присутствие посредника в том случае, если усыновитель лично присутствует на всех этапах процедуры. Невозможным является лишь совершение действий уполномоченным представителем от лица одной из сторон.

При осуществлении усыновления может понадобиться разрешение от некоторых лиц, определяемых в ходе процедуры. К примеру, если у ребенка имеются родители, за которыми закреплены родительские права, то для передачи малыша в новую семью обязательно потребуется их письменное согласие.

Если ребенок является сиротой, но имеет опекуна, то при его усыновлении понадобится согласие последнего. При наличии конкретного усыновителя, попечитель обязан написать заявление, в котором он разрешает ему взять на воспитание малыша. Документ может быть оформлен и без конкретных деталей, тогда будущих приемных родителей находит соцслужба. Разрешение на усыновление может быть подано в любой доступной форме:

  1. Письменной. Заявление составляется по форме, выданной сотрудником-консультантом, и заверяется уполномоченным специалистом.
  2. Устной. В этом случае согласие дается в ходе судебного разбирательства и заносится в протокол, получая законную силу.

Действующее законодательство определяет несколько ситуаций, при которых разрешение на усыновление не является обязательной мерой:

  1. Родители пропали без вести или являются неизвестными.
  2. Признанны недееспособными.
  3. Лишены родительских прав по решению суда.
  4. Уклоняются от своих родительских обязанностей без уважительных на то причин. Если мать или отец не видится с ребенком более полугода, то его мнение при усыновлении учтено не будет.

Помимо кровных родителей, в зависимости от ситуации, разрешение может понадобиться от следующих людей:

  1. От самого ребенка. Требуется в том случае, если на момент усыновления он находится под опекой. Такое согласие оформляется в письменной форме по соответствующему образцу и заверяется подписью усыновляемого. Как уже говорилось выше, по достижении 10-тилетия, мнение ребенка будет учитываться в ходе процедуры. Общение с несовершеннолетним осуществляется в ходе беседы с судьей в присутствии социального работника.
  2. Если до усыновления несовершеннолетний жил в приемной семье или находился в специализированном учреждении, то необходимо согласие от приемных родителей или ответственных сотрудников. Речь идет о воспитательных или медицинских заведениях.
  3. Если у будущих приемных родителей есть родные дети, то их мнение также будет учитываться в ходе процедуры.
  4. Инициатором процесса усыновления может быть один из родителей. Тогда требуется обязательное согласие второго. Исключение возможно в ситуации, когда супруги более полугода не проживают вместе или местоположение одного из них неизвестно. Но для этого должны быть предоставлены веские доказательства.

Одним из важнейших аспектов усыновления является право на тайну, от которого во многом зависят благоприятные условия, создаваемые для ребенка. Поэтому Семейный Кодекс РФ запрещает разглашать информацию об этой процедуре должностным лицам, судьям и прочим людям, причастным к данному процессу.

За распространение подобных сведений без согласия родителей возможно наказание, предусмотренное законом. Это ограничение снимается тогда, когда ребенок достигнет совершеннолетия.

ФЗ об усыновлении несовершеннолетних позволяет корректировать инициалы детей. К примеру, усыновитель может пожелать передать ребенку свою фамилию и даже изменить его имя. Если приемный родитель – мужчина, то малыш получает его отчество, а если это женщина, то несовершеннолетнему присваивается отчество ее отца.

Инициалы детей, достигших десятилетнего возраста, нельзя менять без соответствующего разрешения ребенка. Их этого правила возможно исключение – когда такая смена данных проводится в целях безопасности.

Чтобы сохранить тайну усыновления, могут быть внесены коррективы в дату рождения ребенка. Но изменения не должны отклоняться от реальных более чем на три месяца. Это возможно в том случае, если малыш не достиг годовалого возраста (потому временить с процедурой не стоит). Целесообразность возрастных корректировок старших детей определяется судом, и для этого должны быть веские основания. Закон предусматривает две причины для внесения корректив в данные:

  1. Желание родителей создать иллюзию кровного родства.
  2. Необходимость скрыть местонахождение малыша от настоящих родителей и заинтересованных лиц.

Довольно часто возникают ситуации, когда настоящий родитель решает разыскать своего ребенка по прошествии многих лет. Избежать психологической травмы и разрушения семьи позволит смена данных малыша.

После официального усыновления, между приемными родителями и ребенком закрепляются права и обязанности, характерные для кровного родства. С этого момента усыновитель принимает на себя весь комплекс имущественных и неимущественных обязательств, которые полагаются родителю в соответствии с законом.

В то же время, усыновленный теряет какую-либо связь со своими настоящими родственниками. Любые отношения правового характера между ними прекращаются. Таким образом, ребенок не сможет претендовать на наследство от своих кровных родственников или на алиментные выплаты.

Усыновление – сложная процедура, регулируемая рядом нормативных актов. Нормы действующего законодательства обеспечивают всестороннюю защиту прав несовершеннолетних и приемных семей. Они позволяют избежать мошенничества со стороны усыновителей и ограждают от проблем тех лиц, которые имеют прозрачные намерения.

Начало 2013 года ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известного как «Закон Димы Яковлева», и Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». А в конце 2013 года Пленум ВС РФ принимает Постановление от 17 декабря 2013 г. № 37 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 37).

Новые правила усыновления (удочерения) детей

После вступления в силу Постановления Пленума ВС РФ № 37 судам необходимо выяснять и учитывать не только состояние здоровья, взаимоотношения с семьей и ребенком, нравственные и иные качества усыновителя, но и проживающих совместно с ним членов его семьи. Выяснению и проверке подлежат также жилищные условия усыновителя.

Одной из новелл Постановления Пленума ВС РФ № 37 является возможность опросить в судебном заседании ребенка в возрасте младше 10 лет, если он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления. При этом судам необходимо руководствоваться положениями ст. 12 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и ст. 57 Семейного кодекса РФ. Судам также надлежит самостоятельно проверять наличие согласия усыновляемого ребенка на усыновление при достижении им десятилетнего возраста. Это представляется разумным, поскольку дети в современном мире, как правило, способны достаточно рано и верно ориентироваться в складывающейся вокруг них ситуации и точно выражать свое мнение. Ввиду того, что усыновление в существенной мере изменяет весь образ жизни ребенка, судебные органы правомочны тщательно проверять доказательства, подтверждающие реальность сложившихся отношений между усыновителем и ребенком. При этом не следует забывать, что усыновление проводится, прежде всего, в целях обеспечения жизненных интересов и нормального развития ребенка. «Выявление мнения ребенка позволит более точно судить о сущности и степени доверительности сложившихся между усыновителем и ребенком отношений. По этим причинам очевидно, что данная правовая позиция Пленума ВС РФ представляется своевременной и полезной для достижения правоохраняемых целей усыновления«, – считает Ольга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Это интересно:  Как усыновить ребенка, что нужно для усыновления 2019 год

Обстоятельства, исключающие возможность быть усыновителем

Пленум ВС РФ в своем Постановлении № 37 предписывает, что при рассмотрении заявления об усыновлении необходимо проверять, не имеются ли основания, исключающие для заявителя возможность быть усыновителем. В особенности, необходимо обратить внимание на то, что даже в случае приобретения несовершеннолетним лицом полной дееспособности, он не может стать усыновителем до достижения 18 лет.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее 16 лет (п. 1 ст. 128 Семейного кодекса РФ). Указанная цифра может быть сокращена судом только при наличии уважительных причин и при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Например, это возможно, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем.

Судам необходимо иметь в виду, что при решении вопроса о доходе кандидата в усыновители ограничение в его размере не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка (п. 1.2 ст. 127 Семейного кодекса РФ). А самым важным является то, что суд вправе вовсе отступить от положений относительно дохода усыновителя, если придет к выводу о необходимости удовлетворения конкретного заявления об усыновлении. Это возможно, в частности, если ребенка усыновляет его родственник; до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем; усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство.

28 ноября 2013 года КС РФ провел слушание по делу о проверке конституционности абз. 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ по жалобе С. А. Аникиева. Данным абзацем Семейного кодекса РФ установлено, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (кроме лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

В отношении заявителя в 2009 году было возбуждено уголовное дело об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести, прекращенное впоследствии в связи с примирением сторон. В 2012 году суды, ссылаясь на указанную выше норму, отказали заявителю в усыновлении пасынка, воспитываемого вместе с женой. При этом биологический отец мальчика дал согласие на усыновление.

31 января 2014 года КС РФ принял решение по данной жалобе. Суд отметил, что уголовное прошлое позволяет усомниться в наличии у потенциального усыновителя качеств, необходимых для воспитания ребенка. В то же время, безусловный и бессрочный характер запрета не позволяет учесть обстоятельства конкретного дела и обеспечить индивидуальный подход исходя из интересов ребенка. В данной части оспариваемая норма противоречит Конституции РФ.

КС РФ обязал законодателя уточнить положения Семейного кодекса РФ в указанной части. Суд также постановил, что до внесения соответствующих изменений запрет на усыновление будет носить абсолютный характер для привлекавшихся к уголовной ответственности по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления. В отношении других лиц с уголовным прошлым вопрос о праве на усыновление должен решаться судом. При этом суд обязан оценить обстоятельства конкретного дела, а также права, интересы и безопасность ребенка.

Усыновителями не могут быть лица, не прошедшие психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это ограничение не распространяется на близких родственников, отчима, мачеху, на лиц, которые являются или были усыновителями и в отношении которых усыновление не отменялось, а также на лиц, которые являются или были опекунами (попечителями) и не отстранялись от исполнения данных обязанностей.

Программа подготовки кандидатов в приемные родители утверждается органами исполнительной власти субъектов федерации. Требования, предъявляемые к содержанию такой программы, включая требование к общей трудоемкости, а также форма свидетельства о прохождении данной подготовки на территории нашей страны утверждены приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Суд с учетом интересов ребенка, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств вправе отступить от положения об обязательности прохождении заявителем подготовки, например, с учетом полученного заявителем педагогического, психолого-педагогического образования, опыта работы по воспитанию, обучению, социальной адаптации детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ольга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА):

«Постановление Пленума ВС РФ № 37 нацелено на совершенствование применения норм об усыновлении в судебной практике. Кроме того, положения, изложенные в данном постановлении, призваны обеспечить законные интересы ребенка, а также реализовать основные принципы семейного права. В Постановлении Пленума ВС РФ № 37 особое внимание уделяется необходимости преимущественного сохранения связи ребенка с его кровными родственниками, а также особо отмечается усыновление ребенка мачехой или отчимом, так как в этом случае ребенок проживает и воспитывается в семье, а усыновление носит в большей степени характер придания законной силы уже сложившимся отношениям. Обращается также внимание и на указание относительно прохождения подготовки лицами, претендующими стать усыновителями. Это крайне важная стадия процесса усыновления. Также важным представляется и указание Постановления Пленума ВС РФ № 37 относительно необходимости оценки общей психологической и моральной атмосферы в семье, претендующей на усыновление ребенка».

Усыновление российских детей нашими гражданами, постоянно проживающими за границей, иностранцами или лицами без гражданства

При усыновлении российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами нашей страны, суду надлежит проводить проверку документов о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на предмет наличия у организаций, которые проводят подготовку и выдают соответствующий документ, необходимых полномочий. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержатся в одноименном приказе Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623. Согласно нововведениям, установленным Постановлением Пленума ВС РФ № 37, указанные граждане должны приложить к заявлению об усыновлении помимо прочих документов свидетельство о прохождении в установленном порядке подготовки кандидатов в приемные родители.

При наличии обоснованных сомнений в прохождении указанными лицами надлежащей подготовки на территории иностранного государства, суд вправе отложить разбирательство дела до прохождения подготовки на территории РФ (п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ, ст. 169 ГПК РФ).

Также необходимо учитывать, что представительство иностранной государственной организации правомочно осуществлять в России деятельность по усыновлению со дня, когда Минобрнауки России выдало разрешение на открытие представительства, а в случае с иностранной некоммерческой организацией – с даты выдачи разрешения на эту деятельность. В случае приостановления или прекращения действия разрешений такие представительства не вправе представлять интересы кандидатов в усыновители в России.

Пленум ВС РФ своим Постановлением № 37 увеличил до 12 месяцев срок поступления сведений о детях в федеральный банк данных. По истечении указанного срока дети могут передаваться на усыновление иностранцам, лицам без гражданства, а также россиянам, постоянно проживающим за границей, не являющимся родственниками детей.

Ольга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА):

«В Постановлении Пленума ВС РФ № 37 затронуты многие острые вопросы, оно направлено на развитие правоприменительной практики в области отношений по усыновлению. В то же время значительный круг проблем остался за рамками данного документа».

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Закон Димы Яковлева: год спустя
Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2013 года. Данный Закон позиционировался представителями российской власти как ответ на принятый незадолго до этого в США «закон Магнитского», но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Закон «принимался на эмоциональной волне.

Кравчук Наталья,
Доцент кафедры публичной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Статья написана по материалам сайтов: www.ligazakon.ru, social-benefit.ru, famadviser.ru, www.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector